Системный анализ против огненного шквала. Школа профессора Брушлинского

Системный анализ против огненного шквала. Школа профессора Брушлинского

img
28 октября исполняется 88 лет патриарху пожарной статистики, человеку положившему начало широкому применению методов системного анализа для совершенствования деятельности противопожарной службы, академику РАЕН, доктору технических наук, профессору Николаю Николаевичу Брушлинскому. 62 года из них он отдал научно-исследовательской и преподавательской деятельности в Высшей инженерной пожарно-технической школе, а ныне Академии ГПС МЧС России.

 

Мое первое знакомство с Николаем Николаевичем Брушлинским состоялось на большом совещании, что проводил в Академии государственной противопожарной службы МЧС России глава чрезвычайного ведомства Сергей Шойгу 31 августа 2008 года. Речь шла о готовности к новому учебному году, о новых направлениях научной деятельности, в том числе о работах по созданию технического регламента в области пожарной безопасности.

Много споров вызвали тогда положения о времени прибытия пожарных расчетов. Волевое решение этого вопроса – взять за основу европейские нормы – либо ставило под угрозу уголовного преследования пожарных за неисполнение техрегламента, либо требовало серьезного пересмотра организации системы противопожарной защиты в каждом конкретном месте, и, особенно в крупных городах. Николай Николаевич смело выразил свою позицию министру, зная, что это далеко не всем понравится.

Убежденность ученого в своей правоте подтверждалась серьезными наработками, которые уже были на тот момент реализованы в ряде проектов. Николаю Николаевичу и его ученикам удалось на основе системного  анализа  и современных математических методов с помощью обычной статистики выявить целый ряд закономерностей, позволяющих с высокой точностью решать управленческие задачи по формированию и функционированию различных служб экстренного реагирования: противопожарной, поисково-спасательной, неотложной помощи и других. На основе расчетов, подготовленных  представителями научной школы Брушлинского, развиваются службы экстренного реагирования в Москве, Берлине и ряде других городов мира.

Тот спор на совещании не прошел бесследно: рекомендации Николая Николаевича были использованы при разработке Федерального закона 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Наша справка
Николай Николаевич БРУШЛИНСКИЙ
Родился 28 октября 1934 в Москве, полковник вн. службы в отставке, доктор технических наук (1984), профессор (1986).
Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова в 1958. Преподавал математику в Военно-политической академии им. Ленина (1968-1960). С 1960 по настоящее время работает в Академии МЧС России (ранее ВШ МВД СССР, ВИПТШ МВД СССР, МИПБ МВД России). С 1960 по 1974 – преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры высшей математики, с 1974 - начальник кафедры высшей математики, с 1976 – начальник кафедры экономики и управления ГПС, в 1993 – начальник Учебно-научного комплекса организационно- управленческих проблем ГПС, с 1995 – профессор кафедры экономики и управления ГПС, с 2003 начальник НИЦ управления безопасностью сложных систем.
В конце 1960-х создал научное направление – системный анализ и моделирование экстренных и аварийно – спасательных служб (ЭАСС) городов с целью повышения эффективности их деятельности. В рамках этого научного направления создал международную научную школу, подготовив свыше 45 кандидатов и 10 докторов наук для России, Латвии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Кубы, Польши, Чехии и др.
За время моей работы в средствах массовой информации МЧС России: газете «Спасатель», журналах «Вестник МЧС России» и «Пожарное дело» не раз приходилось слушать лекции и выступления Брушлинского на научных конференциях, в студенческих аудиториях, встречаться с ним на выставках и различных совещаниях.

Журнал «Пожарное дело» №11, 2014 г.

Каждая такая встреча – обретение новых знаний. Николай Николаевич очень точно определяет, что может интересовать в тот или иной момент журналиста, пишущего о проблемах безопасности. Когда обсуждался проект закона о техническом регламенте в области пожарной безопасности – речь шла о нем. Чуть позже – много говорили о добровольчестве, об мировой статистике в этом направлении. Все это потом пригодилось мне при подготовке материалов о развитии пожарного добровольчества в Германии и других странах Европы.

В звуковом архиве сохранилась запись большого интервью с Николаем Николаевичем накануне его 80-летия. Самое интересное – отношение ученого к проблемам российской пожарной охраны. Казалось, с того момента прошли годы, но мало что изменилось..

«Сегодняшнюю ситуацию в России в области обеспечения пожарной безопасности в целом, можно рассматривать как не удовлетворительную из-за неправильного отношения населения к проблеме пожаров. Дело в том, что общее число пожаров и загораний в нашей стране вполне сопоставимо с другими странами (как в абсолютном, так и в относительном выражении: 1 пожар на 1000 человек в год, с загораниями – в 2-3 раза больше). Но, мы имеем самую большую (после Индии и Пакистана) гибель людей от пожаров в абсолютном выражении, и самую большую (после Беларуси) в относительном: 8-9 жертв на 100000 человек в год.

Мешает, прежде всего «человеческий фактор». 70% всех пожаров возникает из-за неправильного поведения людей в зданиях, отсюда же проблемы с лесными пожарами, отсюда же огромное число жертв. Можно ли влиять на эти процессы? Можно!»

«Мы имеем достаточно много средств, но главные те, что связаны с предупреждением пожаров, с адресной работой с людьми всех слоев населения. Сюда, прежде всего, нужно направлять усилия специалистов. Но прошу учесть, это – труднейшая проблема, хотя во многих странах с ней успешно справляются».

Говоря о мировом опыте, Николай Николаевич в качестве примера одной из лучших пожарных охран в мире привел пожарную охрану США. Это 320-330 тыс. профессионалов и 835 тыс. добровольцев; прекрасная организация и пожарная техника всюду (и у профессионалов, и у добровольцев); отличная пожарная статистика. В Европе хорошая пожарная охрана в Германии: всего 40 тыс. профессионалов и более 1 млн. добровольцев; хорошая организация, но плохая пожарная статистика.

Пожарная статистика – точка отсчета, первичный материал для научного анализа. Сегодня, когда все без исключения исследования построены на математической обработке данных, трудно даже представить себе время, когда самого понятия пожарной статистики как таковой не было, а имевшиеся на местах данные находились под грифом секретности. И, наверное, именно любовь к математике, а еще – стремление к самостоятельности помогли выпускнику мехмата МГУ найти свое истинное призвание в противопожарной науке, стать не только хорошим педагогом-математиком, но и одним из создателей целого научного направления - системный анализ и моделирование экстренных и аварийно – спасательных служб с целью повышения эффективности их деятельности.

А вот еще один кусочек из нашей беседы почти десятилетней давности:

Ваши научные исследования построены на математической обработке данных. А могли бы Вы выделить главные статистические показатели собственной жизни?

В 1950 г. я познакомился с девятиклассницей соседней женской школы, в 1955 г. женился на ней, и с тех пор почти 60 лет мы не расстаемся (даже 30 лет вместе работали в ВИПТШ). У нас две дочери, внук и две внучки, две правнучки. Это – главная удача моей жизни!
В 1958 г. я окончил механико-математический факультет МГУ, а 1960 г. пришел работать в ВИПТШ – это вторая удача в моей жизни!
В 1970 г. я защитил в МИСИ кандидатскую диссертацию, в 1983 г. – докторскую - в Академии управления МВД СССР. В 1991 г. меня избрали в первом же туре (из трех) членом-корреспондентом Российской академии естественных наук по секции «Математика, кибернетика, информатика». Этим фактом я очень горжусь. Меня тогда поздравил министр внутренних дел России, я был первым академиком в МВД. В 1994 г. меня избрали действительным членом (академиком) РАЕН.

Были ли  люди повлиявшие коренным образом на  Ваш жизненный путь?

На инженерном факультете ВШ МВД я познакомился с его начальником Николаем Александровичем Тарасовым-Агалаковым. Именно этот замечательный человек коренным образом повлиял на мою судьбу, т.к. он, посидев на моих лекциях, предложил мне заняться разработкой научных основ организации пожарной охраны, чему я и посвятил всю свою научно-педагогическую деятельность.

Кого Вы считаете своим Учителем? Как он повлиял на стиль Вашего научного поиска?

Я не могу назвать какого-то одного человека в качестве своего Учителя. У меня, по существу, даже не было научных руководителей ни по дипломной работе, ни при подготовке диссертаций. Формально они значились на титульных листах, но существенного влияния на работу не оказывали. Тему дипломной работы в МГУ мне дали, но дальше я работал самостоятельно. Темы же диссертаций я формулировал сам и работал полностью в одиночку. Конечно, это доставляло определенные трудности, но так я устроен. Вместе с тем, я наблюдал и учился жизни у многих профессоров МГУ, у коллег и даже адъюнктов в нашей Академии. Продолжаю учиться у всех и сейчас. Это правда!

Сегодня Вы признанный основатель целой научной школы. Расскажите об истории, как все это создавалось?

Когда я начал изучать состояние дел в научных основах организации пожарной охраны, сразу понял, что передо мной – целина, которую никто и никогда не обрабатывал. Я принялся ее распахивать и засеивать, собрал небольшой урожай, но стало ясно, что мне нужны десятки помощников. Я стал их искать и готовить к этой деятельности. Сначала это были дипломники, затем адъюнкты и докторанты. Так в конце 1970-х годов у меня появились к.т.н. Н.Н. Соболев и  А.Ф. Гришин. В середине 1980-х – к.т.н. Е.М. Алехин, д.т.н. С.В. Соколов, к.т.н. С.А. Лупанов. В 1990-е годы – к.т.н. П. Вагнер (ФРГ), д.т.н. Ю.М. Глуховенко, к.т.н. Ю.И. Коломиец, д.т.н. В.Б. Коробко. Я был научным руководителем всех их диссертаций.
В 1993 г. нами была создана научная группа «Албрус» (Алехин, Брушлинский, Соколов, Коломиец, Вагнер), получившая солидную международную известность. Мы все – члены Германской Ассоциации противопожарной защиты, в которой выполняем различные проекты, публикуем монографии и т.д.

У Вас огромный опыт научного руководства, в основе которого лежит индивидуальный подход. В каких случаях Вам работается легко, и в каких – трудно?

Если под учениками понимать адъюнктов и докторантов (а я подготовил 10 докторов и около 45 кандидатов наук), то легче всего было работать с инициативными, ищущими людьми, которых нужно только направлять и обсуждать результаты, а труднее всего – с теми, кому ежедневно нужно помогать считать, писать и т.д. Поэтому из 10 докторов настоящими я считаю только половину, а из 45 кандидатов – не более трети, которые продолжают работать в науке. Остальные – получили аттестаты, степени, должности, стали очень важными,  но работать перестали…

«Нужно заниматься только теми задачами и проблемами, которые по-настоящему волнуют самого соискателя, и работать нужно только на результат, а не для получения аттестата. Желательно, чтобы в технических науках результат имел конкретное, настоящее практическое значение».

Я изучал опыт педагогической работы Колумбийского Университета (Нью-Йорк), Гарвардского Университета, Лондонского института искусствоведения, Ольстерского Университета и др. Я знакомился с магистерскими диссертациями, беседовал с выпускниками бакалавриата и магистратуры этих вузов. В целом, мне не понравился ни сам учебный процесс, ни  уровень преподавания (хотя, конечно, нужно продолжать анализ, изучать их опыт). Уровень теоретической подготовку студентов, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Но есть и серьезный положительный момент: учебный процесс нацелен на практику, дает навыки будущей работы. Например, двухлетняя магистратура факультета делового администрирования Гарвардского Университета целиком посвящена различным деловым играм. Это, безусловно, плюс. Именно такого подхода не хватает в нашем отечественном учебном процессе, который нередко оторван от практики. Магистерские диссертации на Западе мне показались довольно слабыми. А вот научные исследования в Университетах хорошо финансируются, обеспечены хорошей аппаратурой. Нам этого не хватает.

В чем секрет Вашего творческого долголетия? Что для этого нужно делать, а что нельзя? Поделитесь, пожалуйста, рецептами Брушлинского.

В молодые годы я много занимался футболом, никогда не пил алкоголь и не курил, всегда и с удовольствием много работал (даже в выходные дни и в отпуске мне просто необходимо решать свои задачи, читать специальную и художественную литературy, слушать классическую музыку). Но главное – позитивно относиться к жизни, любить все ее проявления!
Говорят, что футбол математике противопоказан…
Выдающийся датский физик Нильс Бор был вратарем Олимпийской сборной команды Дании по футболу. В сборной МГУ по футболу, в которой я играл, были физики, химики, математики, биологи. Почти все они стали профессорами, известными специалистами в своей области. Играли мы на полупрофессиональном уровне (профессионалов в нашем футболе тогда официально не было), но футбол для нас был «хобби», а главным была профессия (даже на сборах мы «зубрили» учебники)».

Говоря о Брушлинском, никак нельзя обойти очень важную международную часть его деятельности – участие в Международной ассоциации противопожарных и спасательных служб (CTIF).

Участники конференции CTIF в Академии ГПС МЧС России

Наша справка
CTIF – Международная ассоциация противопожарных и спасательных служб. Созданная в Париже в 1900 году ассоциация имела название «Международный комитет пожарных». В ее состав входило 5 стран. Первым Президентом являлся представитель России граф П.Е. Комаровский. В 1946 организация стала именоваться «Международный технический комитет по предотвращению и тушению пожаров» (CTIF – аббревиатура французского названия этого комитета). Данное название ассоциации существует до сего времени.
В 2000, после празднования 100-летнего юбилея КТИФ, появилось новое наименование «Международная ассоциация противопожарных и спасательных служб», которое действует параллельно с прежним наименованием (аббревиатура CTIF сохранилась).
Членами CTIF являются около 50 стран Европы, Америки, Азии и Африки, а также 20 ассоциированных членов, среди которых зарегистрированы НПО «Крилак» (Россия), фирма «Розенбауер» (Австрия) и др. Штаб-квартира организации находится в Берлине.
С 1966 Россия имеет постоянное представительство в Исполкоме КТИФ. Вице-президентами Исполкома были Ф.В. Обухов, А.К. Микеев, Е.Е. Кирюханцев, Е.А. Серебренников.

Настоящий прорыв российских ученых в мировую пожарную статистику начался именно благодаря усилиям Николая Николаевича Брушлинского. В 1995 по инициативе Национального комитета РФ был создан Центр пожарной статистики (ЦПС) CTIF. Возглавил его профессор Н.Н. Брушлинский (Россия).

ЦПС изучает статистику пожаров и статистику деятельности противопожарных служб стран и городов мира. Только за первые два десятилетия существования выпущен 21 обширный отчет на трёх языках (русский, немецкий, английский). Юбилейный отчет №10 вышел в двух томах, содержит 200 стр. и переведен дополнительно на польский и турецкий языки. В материалах содержится информация почти о 80 странах мира, и о 90 крупнейших городах планеты.
Заметим, что ЦПС CTIF, изучая статистику гибели и травмирования людей при пожарах, использует данные пожарных бригад, а не Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), т. к. по ряду причин данные ВОЗ менее достоверны.

Можно бесконечно долго говорить о Николае Николаевиче Брушлинском. Наверное, у каждого, кто сталкивался с ним найдутся свои добрые слова. Но давайте познакомимся с мнением одного из самых близких учеников и соратников ученого – Сергея Викторовича Соколова, д.т.н., академик РАЕН, профессор кафедры Академии ГПС МЧС России:

Профессор Сергей Соколов

«Мне невероятно повезло в жизни. Вот уже более 35 лет я работаю вместе с Николаем Николаевичем и имею удовольствие наблюдать этого необыкновенного человека в повседневной жизни - как он думает, общается с учениками и коллегами, готовится к лекциям, решает различные научные и организационные проблемы. Это человек старой закалки. В нем воплотились все мои представления об ученом – высокий уровень культуры, интеллигентность, энциклопедические знания, глобальное видение проблемы, возможных путей и ресурсов для ее решения, ну и конечно, исключительное чувство юмора.  
Впервые я познакомился с Николаем Николаевичем в 1982 году на его лекциях по прикладной математике, будучи слушателем ВИПТШ МВД СССР. Тогда я не записывал лекции только двух профессоров Брушлинского Н.Н. и Абдурагимова И.М., поскольку не хотел пропустить что-нибудь интересное, а слушать их лекции и выступления на семинарах и конференциях было великим наслаждением. Это, пожалуй, можно сравнить с посещением интересного спектакля. С тех пор прошло уже много лет, но по сей день я не упускаю возможности поприсутствовать на выступлениях Николая Николаевича и никогда не встречал человека оставшегося равнодушным к сему действу.
Потом была научная работа над кандидатской и докторской диссертациями, и, «в свете прожектора» Николая Николаевича, она оказалась весьма успешной. Насколько мне известно, ни один из его учеников не потерпел фиаско при защите своих научных работ. При этом, собственные работы Николаю Николаевичу давались отнюдь не просто и, я бы даже сказал в борьбе. С новыми направлениями, идеями, методами и подходами так всегда бывает. Наверное, поэтому весь свой накопленный боевой опыт он щедро передавал своим ученикам.
Николай Николаевич всегда опережал свое время, за что ему иногда доставалось. Например, его работы в области определения численности ресурсов противопожарной службы некоторые отечественные специалисты  считали вредными для пожарной охраны. Сегодня, написанные им учебники и разработанные методы и модели получили мировое признание и широко используются во многих странах мира. Этим может похвастаться далеко не каждый из большой армии российских ученых.
В 1995 году ему приходилось писать объяснительные на имя министра МВД за проявленную инициативу по организации международного центра пожарной статистики, который под его руководством на сегодняшний день уже выпустил более двух десятков ежегодных отчетов “Мировая пожарная статистика”, которые расходятся по всему миру. Благодаря этой работе удалось получить объективную оценку пожарам и их последствиям  на Земле в начале XXI века.
Эти и другие подобные ситуации оказывали отнюдь не благотворное влияние на здоровье, но никак не отразились на жизненной позиции Николая Николаевича».

Сегодня у профессора Брушлинского день рождения. Есть в цифре 88 одна особенность, а точнее – две. В перевернутом виде это две бесконечности. И хорошо понимая всю нереальность бесконечности по отношению к жизни человека, хочется от всей души поздравить Николая Николаевича с днем рождения, пожелать ему доброго здоровья, сил и неугасаемой энергии!

 

При подготовке использовался архив автора и материалы из открытых источников

 

Поделиться: