В победу достойный вклад

В победу достойный вклад

img
Родина-мать зовет! Вторая статья из цикла исторических материалов к 91-му дню рождения отечественной Гражданской обороны.

22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия без объявления вероломно начала боевые действия против Советского Союза. Одновременно с массированными огневыми ударами по пограничным укрепрайонам и районам дислокации войск вражеская авиация подвергла бомбардировке важные железнодорожные узлы, аэродромы, военно-морские базы, а также крупные административные и промышленные центры. Враг бомбил Киев, Севастополь, Одессу, Вильнюс, Каунас, Житомир, Бобруйск. Одной из главных задач вражеской авиации было нарушение работы промышленности, транспорта, связи, уничтожение людей и подавление их воли к сопротивлению. Массированными ударами фашисты надеялись дезорганизовать тыл. Однако, расчеты врага провалились. Несмотря на потрясение первых дней, советский тыл оказался весьма прочным. 

Милиционеры ведут наблюдение за небом Ленинграда, июнь 1941

К обеду 22 июня все штабы, службы и формирования МПВО были собраны и приведены в боевую готовность. В Ленинграде и Киеве группы самозащиты были готовы к боевым действиям уже к 6:30 утра 22 июня. На КП городов установили круглосуточное дежурство, приведена была в боевую готовность система оповещения. Все силы МПВО были переведены на казарменное положение. Заработали вышковые наблюдательные пункты, чьей задачей было круглосуточно следить за воздушной и наземной обстановкой. К 18 часам 22 июня все штабы Местной ПВО получили указания о введении «Угрожаемого положения». К наступлению ночи были завершены все основные мероприятия по светомаскировке и разведке очагов поражения. 

Первые дни войны показали, что напряженная подготовка к защите городов от нападения с воздуха дала положительные результаты. Первый экзамен был выдержан. Но обнаружилось и большое количество недостатков. Например, не везде был грамотно проработан порядок оповещения населения об угрозе воздушного нападения. Сирены завывали одновременно с разрывами первых бомб. Позже, правда, появилась другая крайность – сигнал стали подавать при любом появлении вражеских самолетов. Фашистские разведчики появлялись в небе так часто, что сигнал тревоги могли подавать несколько десятков раз за день. Когда стало понятно, что одиночные самолеты враг для бомбардировки не использует, это прекратилось. 

В некоторых городах остро не хватало убежищ, особенно в жилых кварталах. Пришлось срочно и массово строить укрытия простейшего типа. Очень не хватало практического опыта в ведении спасательных и восстановительных работ. Много проблем доставили новейшие немецкие бомбы «зажигалки». Из-за отсутствия в МПВО мобильных санитарных подразделений сильно задерживалась оперативность оказания первой помощи пострадавшим. Первыми подвижные подразделения были созданы при вышковых наблюдательных пунктах (ВНП). Они действовали по ориентировке наблюдателя и могли оперативно получить данные об очагах поражения. 

Вышковый наблюдательный пункт на одной из ленинградских крыш

***

Уже в первые дни войны руководство страны начало мобилизацию всех сил народа для решительной борьбы с агрессором. Основные положения были сформулированы ЦК ВКП(б) и СНК СССР в постановлении от 23 июня и директиве о 29 июня, а затем изложены И.В. Сталиным в своем выступлении по радио 3 июля 1941 г. В частности, Сталин заявил:

«Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, организовать охрану заводов и линий связи, наладить местную противовоздушную оборону». 

2 июля 1941 г. вышло постановление СНК «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». В тот же день ГУ МПВО утвердило «Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий». 

Вводилась всеобщая обязательная подготовка населения от 16 до 60 лет к противовоздушной и противохимической обороне. Все граждане от 16 лет привлекались к участию в группах самозащиты МПВО на предприятиях, в учреждених и жилых домах в обязательном порядке. Несовершеннолетних обучали использованию средств защиты и действиям при воздушных налетах. Непосредственное руководство обучением возлагалось на исполкомы Советов, добровольные общества Красного креста и Осоавиахим. 

Инструктаж бойцов санитарной службы МПВО. Мурманск, 1942

Возросла ответственность за неисполнение мероприятий по МПВО. Пленум Верховного Суда СССР 26 июня 1941 г. принял специальное постановление «О квалификации нарушений и распоряжений по местной противовоздушной обороне». Вводились строгие меры уголовной ответственности за неисполнение мероприятий МПВО по светомаскировке. 

В течение нескольких недель было создано более ста тысяч бомбоубежищ и укрытий, в которых на время налетов могли укрыться больше двадцати миллионов человек. Активную исследовательскую работу вело ГУ МПВО – нужно было выработать наиболее дешевые и практичные способы создания убежищ. К ноябрю 1941 г. проблема укрытия населения во многом была решена. Эти меры смогли спасти десятки тысяч жизней. 

Практически все трудосопособное население городов, оказавшихся в зоне «Угрожаемого положения», было привлечено к работе в формированиях МПВО. К весне 1942 г. в них состояло более 6 млн. человек. Основную силу МПВО на местах составляли группы самозащиты и объектовые команды. Более 40% бойцов МПВО состояло в партии или комсомоле. Партийные активисты активно привлекались в пропагандистскую работу по МПВО. В Москве и Ленинграде были сформированы отдельные комсомольские полки противопожарной обороны и бригады содействия милиции. Московский комсомольский полк насчитывал более 5 тысяч человек, 250 лучших активистов были направлены на должности командиров рот и инструкторов. Только за лето 1941 г. столичными комсомольцами было потушено более 18 тыс. зажигательных авиабомб. Всего на столицу нашей Родины был совершен 141 воздушный налет. Более 100 тыс. зажигательных и 1600 фугасных авиабомб фашистские стервятники сбросили на город, но желаемой цели так и не добились. 

Дегазационная рота МПВО Пролетарского района Москвы на занятиях, 1941

Основная тяжесть организаторской и практической работы ложилась на штабы и службы МПВО городов. Штабы состояли, как правило, из небольшого числа командиров и служащих. На них поступали и донесения об опасностях или последствиях налетов. Некоторые штабы в разгар боев принимали каждые 5 минут по сотне и больше донесений. В этой ситуации от работников штаба требовалась особая четкость действий. Необходимо было отсеивать неточные или дублирующие донесения, составлять и постоянно уточнять точную обстановку. От оперативности работы штабов зависели жизни сотен тысяч людей. Правильная оценка ситуации позволяла вовремя укрыть людей и ликвидировать очаги поражения. Главную тяжесть по защите населения городов и объектов несли медико-санитарная, противопожарная, аварийно-восстановительная службы. Они выполняли основной объем работы в очагах поражения. Не менее важной была работа служб связи, охраны порядка, светомаскировки, укрытий. 

Борьба с пожарами потребовала организационной перестройки противопожарной службы. Пожарные караулы городов были переведены на 12-16 часовой рабочий день. Все пожарные подразделения были военизированы, участковые противопожарные команды реорганизовывались в пожарные роты и взводы. В домоуправлениях создавались квартальные противопожарные команды численностью в 32 человека. 

Наблюдатель на крыше Исаакиевского собороа, 1942

Укреплялось взаимодействие с Красной армией. Особенно тесным оно было в вопросах подачи сигнала «Воздушная тревога». Когда враг подходил к городам, личный состав МПВО отправлялся на передовую. В самое тяжелое время боев за Москву 12 тыс. бойцов и командиров МПВО и пожарной охраны отправились на фронт. В большом количестве формирования МПВО привлекались для строительства оборонительных сооружений. Воинские подразделения приходили на помощь при ликвидации очагов поражения.

Особая ситуация складывалась в Ленинграде. До 6 сентября в городе подавали сигнал «Воздушная тревога» 128 раз. Каждый раз нападение удавалось отбить. Тогда гитлеровцы решили сыграть по-крупному. 8 сентября 1941 г. состоялся первый массированный налет на Ленинград. Самолеты бомбили город с семи часов вечера до трех часов ночи. Только на Смольнинский и Московский районы города упало более 15 тыс. зажигательных авиабомб. Возникло более двухсот пожаров. 

Наблюдательный пост на крыше Зимнего, сентябрь 1941

Самый большой пожар возник на Бадаевских продовольственных складах. На борьбу с ним бросили 168 пожарных машин, три тысячи пожарных. Были привлечены объектовые пожарные команды, население. Бой  с огнем длился пять часов, но отстоять запасы продовольствия не удалось. Склады сгорели. 

9 сентября сокрушительный налет повторился вновь. Вновь против них вышла армия противопожарных команд и звеньев. Опыт прошлой ночи помог – авиабомб упало в несколько раз больше, но возникло всего 48 пожаров. Пожары ликвидировались в самом зачатке. Умело руководил противопожарной службой МПВО города генерал-майор М.К. Сериков. В следующие дни налеты стали ежедневными. В отдельные дни их число достигало десяти за сутки. В сентябре, октябре и ноябре сигнал «ВТ» подавался 251 раз. За четыре месяца в городе возникло более 12 тыс. загораний. Налеты чередовались с массированными артиллерийскими обстрелами. Погибли тысячи мирных жителей. Фашисты надеялись измотать защитников города, сломить их боевой дух. Но это им не удалось.

Воинские части РККА и бойцы МПВО самоотверженно отстаивали от бомбардировок Сталинград (читать статью "Бойцы МПВО и пожарной охраны в битве за Сталинград"). Когда же линия фронта приблизилась вплотную к городским кварталам, силы МПВО были брошены на инженерные работы. Только за одну неделю сентября 1942 г. воины МПВО на улицах Сталинграда построили около 80 баррикад, 28 заграждений, 15 завалов и два противотанковых рва. Работа проходила в условиях непрекращающихся артиллерийских и минометных обстрелов. Большую роль бойцы медицинской службы МПВО оказали в оказании помощи и эвакуации раненых красноармейцев. В свою очередь, штаб Сталинградского фронта оказывал силам МПВО всяческую помощь материалами и людьми. 

Есть связь!

***

Излюбленной целью фашистов стали железнодорожные узлы, мосты и станции в советском тылу. На их долю за годы войны пришлось более половины всех сброшенных фугасных и зажигательных бомб. Нередко справиться с объемом спасательных и восстановительных работ объектовые формирования не могли. Возникла острая потребность в создании новых подвижных сил местной ПВО. В июне 1943 г. директивно увеличиваетс количество кадровых инженерно-противохимических частей МПВО. Одновременно участковые формирования МПВО были реорганизованы в городские части МПВО (отдельные городские батальоны и роты) с переводом всего личного состава на казарменное положение и распространенем на него всех правовых положений и льгот военнослужащих. Войсковые части МПВО также несли охрану важных объектов тыла, вели борьбу с диверсантами, восстанавливали заводы, фабрики, электростанции, водопровод, строили дороги и мосты. 

Воины МПВО следовали за наступающими частями Красной армии. В освобожденных городах они сразу же приступали к восстановлению инфраструктуры. Части МПВО были первыми разведчиками на любом объекте, они же оценивали фронт работ. Из руин воскресали предприятия, в городах начинали работать электростанции, водопровод, газовое хозяйство, трамвайные линии. Расчищались улицы, восстанавливались дома жилого фонда. Трудовые подвиги МПВО носили титанический характер.

Например, мост через Днепр длиной 1200 метров и шириной 16 метров был сооружен всего за 85 суток! Прежде мировая инженерная практика такого не знала. 

К концу войны, когда враг был изгнан с территории нашей Родины, местная противовоздушная оборона, сохраняя высокую боеготовность, почти полностью переключилась на различные восстановительные и строительные работы. 

Девушки-бойцы МПВО, награжденные медалью "За оборону Ленинграда"

***

Главный итог деятельности МПВО в военное время состоит в том, что был сорван коварный план захватчиков парализовать советский тыл, подорвать боевой дух народа и посеять в нем неуверенность в победе над врагом. Несмотря на частые налеты, советские люди повсеместно показывали высокие образцы организованности и дисциплинированности, мужество, стойкость, самообладание. Без существенных перебоев продолжали работать промышленность, транспорт, энергетика и связь. МПВО внесла весомый и достойный вклад в дело победы над фашизмом. 

Опыт Великой Отечественной подтвердил правильность привлечения к решению задач по МПВО всего трудоспособного населения. Именно массовое участие советских людей в МПВО облегчило успешное решение возложенных на нее задач. Значительные результаты дало политическое и патриотическое обучение населения в предвоенные годы.

За время войны медико-санитарные формирования МПВО оказали помощь в очагах поражения 140 тыс. пострадавшим. Благодаря своевременной помощи, 80% пострадавших были возвращены в строй. Зачастую оказывать помощь раненым приходилось в прямой близости от линии фронта, под жестокими вражескими обстрелами. 

Тяжелая доля досталась пиротехникам МПВО. Уже в первые дни войны серьезной проблемой стали неразорвавшиеся авиабомбы. Важной и опасной задачей изучить новые типы немецких взрывателей занялись ленинградские инженеры Н.М. Лопатин и А.Н. Ханукаев. Их опыт в кратчайшие сроки был взят на вооружение МПВО. Однако, острый недостаток специалистов не позволял использовать опыт вовсю. Например, на весь Сталинград перед началом боев удалось подготовить только один взвод пиротехников. Мастера обезвреживания были агрономами и рабочими-металлистами…

Иван Устинович Харченко

Одним из рекордсменов по количеству обезвреженных боеприпасов являлся офицер-пиротехник лейтенан Иван Устинович Харченко. Он лично обезвредил 1245 авиабомб и 2500 мин и снарядов. За свой подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. Вот одна из поздравительных телеграмм, которые получил герой сразу после награждения:

«6-й инженерно-противохимический полк войск МПВО НКВД СССР. Герою Советского Союза лейтенанту товарищу Харченко.

Поздравляю Вас, Иван Устинович, с высокой правительственной наградой – присвоением звания Героя Советского Союза.
Уверен, что Вы, воспитанник великой партии Ленина, направите все способности, мужество и героизм на укрепление местной ПВО столицы Советской Украины, на воспитание смелых и отважных воинов МПВО.

Начальник Главного управления МПВО НКВД СССР генерал-лейтенант Осокин».

Всего за годы войны воины МПВО обезвредили и уничтожили свыше 432 тыс. авиабомб, 3 млн. 765 тысяч артиллерийских снарядов, очистили от мин более 2 тыс. различных зданий и 96 гектаров земли. 

Вклад, внесенный МПВО в дело победы над фашизмом  был высоко оценен руководством страны. Тысячи офицеров и бойцов МПВО были награждены орденами и медалями, более 300 тыс. человек личного состава были награждены медалями за оборону Москвы, Севастополя, Сталинграда, Киева. Орденом Красного знамени была награждена МПВО Сталинграда. 

И, конечно, нельзя не упомянуть человека, на чьи плечи легло руководство всей МПВО огромной страны. Василий Васильевич Осокин возглавил ГУ МПВО НКВД в октябре 1940 г., прямо накануне войны. Под его руководством в кратчайшие сроки был осуществлен колоссальныйобъем инженерно-технических и организационных мероприятий, которые позволили с честью встретить первые и самые страшные удары гитлеровских палачей. Позднее генерал-лейтенант Осокин руководил координацией всех сил МПВО, развертыванием ее в новых городах СССР, переведенных на военное положение, руководством войск Местной ПВО. Отличная и четкая работа системы – его колоссальный вклад в дело разгрома врага. 

Генерал-лейтенант Василий Васильевич Осокин

Когда отгремели последние залпы, Василий Васильевич занимался перестройкой МПВО под задачи мирного времени, силы МПВО участвовали в восстановлении народного хозяйства и ликвидации последствий боев. Впрочем, это уже совсем другая история…

 

Поделиться:
img
Общество содействия ГО
Похожие публикации
Теги