Взрыв под Малой Вишерой

Взрыв под Малой Вишерой

img
Скорый поезд номер 166 сообщением Москва-Санкт-Петербург "Невский экспресс" потерпел аварию под городом Малая Вишера 13 августа 2007 года. Причиной ЧП стало заложенное на путях взрывное устройство.

Всего пострадали 60 человек, 30 из них были госпитализированы. ОАО "РЖД" оценило сумму совокупного ущерба от ЧП более чем в 236 миллионов рублей.

Как вспоминает машинист первого класса Алексей Федотов, который управлял «Невским экспрессом» 13 августа 2007 года, поезд отправился из Москвы точно по расписанию — в 18:30. Состав миновал станцию Бурга и выехал на перегон Бурга — Малая Вишера.

«Передо мной уже появился мост через реку Черную, это 177-й километр. И буквально метров за 20-30 до него под моей кабиной происходит взрыв, у меня стекла летят, все в пыли, гарь. Я сразу понял, что нас взорвали. Я применяю экстренное торможение, опускаю токоприемники — чтобы провод не намотать. Все. И мы летим вперед через мост еще 700 метров, скорость у меня была 185 километров в час», — вспоминал Федотов в одном из интервью.

Когда пущенный под откос поезд наконец остановился, машинист сразу связался с диспетчером станции Бурга: «Произошло крушение, сошли с рельсов, несколько вагонов опрокинулись, полной информацией пока не обладаю, все узнаю, все передам».

Восстановительный поезд на месте крушения «Невского экспресса»

Наша справка
Скоростной электропоезд «Невский экспресс» был запущен между двумя российскими столицами в 2001 году. Время в пути составляла чуть более 4 часов. Местами состав разгонялся до 200 километров в час.
Понятно, что электропоезд представлял лакомую цель для террористов, однако осуществить теракт было не так-то просто — железнодорожные пути охранялись, любые подозрительные лица задерживались для проверки. Однако, к несчастью, террористы сумели подобрать ключик для решения этой проблемы.

На тот злосчастный рейс поезда №166 был продан 231 билет, но пассажиров было 217. Еще 20 человек — сотрудники поездной бригады.

Как рассказал журналистам петербуржец Сергей Мормышев, находившийся в момент теракта в пятом вагоне поезда (первом из четырех сошедших с рельсов), в сам момент взрыва никто из пассажиров не спал: играли в компьютерные игры, смотрели телевизор. Соответственно, свет в вагоне выключен не был.

«Только-только проехали 178-й километр от Петербурга (после аварии я специально посмотрел — на столбе было указано расстояние «178»), как внезапно раздался хлопок, прекратилась тяга локомотива. Движение состава ослабло. Погас свет, вагон начало раскачивать из стороны в сторону, — говорит Мормышев. — Никто даже
испугаться не успел, паники особой не было, только несколько женщин начали кричать».

После этого вагон перевернулся, увлекая за собой следующие — шестой, седьмой и вагон-ресторан. Все произошло настолько стремительно, что уже в следующие минуты наступила гнетущая тишина. Люди начали самостоятельно и при помощи проводников выбираться из вагонов — после чего многие бросились осматривать двухметровую воронку.

Зевак становилось все больше, и поэтому те, кто был поближе к эпицентру старались не пускать к месту взрыва других пассажиров: «Неизвестно — может, там заложена вторая бомба».

Спасатели на месте крушения «Невского экспресса»

Спасатели, по словам Мормышева, появились где-то через 40 минут после ЧП. Позднее начали подъезжать «скорые» (всего на месте теракта работало 9 бригад врачей).

«Я вызвал своих по телефону, и они приехали за мной из Петербурга. В Малой Вишере мне успели сделать рентген. Поэтому около 6 утра родные меня привезли в 3-ю городскую больницу Петербурга. Там посмотрели, поставили диагноз — «ушиб верхнего грудного отдела позвоночника», потом отправили домой», — рассказал пассажир.

Пассажир сообщил, что в больницу Малой Вишеры вместе со ним отправили около 15 человек, в другую больницу района примерно столько же. О дальнейшей судьбе других пассажиров ему ничего не известно, кроме того, ЧТО «у двух молодых людей, которые играли в компьютер, оказались сломаны ключица и ребра».

По словам других пострадавших и их семей, врачи ставили поступавшим с места катастрофы пациентам слишком мягкие диагнозы и прописывали «домашний покой» — однако сразу по возвращении из больниц у раненых начинался травматический шок и их приходилось снова госпитализировать.

Так, 32-летний Константин Елькин, у которого медики зафиксировали ушибленную рану лобно-теменной области, был отпущен домой, но пробыл там недолго. Как рассказала журналистам мать пострадавшего Людмила Елькина, в момент аварии «он находился в самом эпицентре, в шестом вагоне», «скорая» увезла его в больницу в Малую Вишеру.

«Там уже было очень много машин с питерскими номерами. Некоторых (раненых) врачи согласились отпустить под подписку родственников, некоторых — нет. Тех, которых не отдали, потом доставили в больницу ОЖД Мечникова в Петербурге. Мы забрали сына, повезли домой. Но дома выяснилось, что он в шоке, ему стало совсем плохо. Поэтому под утро мы вызвали «скорую» и отправили его в Мариинскую больницу». Сейчас Елькин, по словам его матери, находится в отделении нейрохирургии. Врачи говорят ей, что у него ушибленная рана головы, сотрясение мозга и травматический шок, общаться с ним пока нельзя».

РЖД сообщало, что всего за медицинской помощью обратились 60 человек, однако почти половине из них госпитализация не потребовалась (незначительные повреждения получили, в том числе два иностранца, но в госпитализации они не нуждались). В списке пострадавших, опубликованном МЧС России, — 26 человек, из которых десять москвичей, девять жителей Санкт-Петербурга, два жителя Ленинградской области, один житель подмосковного Раменского, житель Уфы, по жителю Самары и города Колпино.

Два пассажира находятся в критическом состоянии, сообщили в МЧС. У пациентов — серьезные травмы позвоночника. Еще несколько пассажиров получили переломы бедра и ключицы. У 12-летней девочки — сотрясение мозга. У остальных — резаные раны, гематомы, ушибы верхних и нижних конечностей, травмы грудной клетки и позвоночника.

Больше всего пострадавших, как оказалось, было в вагоне-ресторане. Из-за достаточно большого пространства в этом вагоне при аварии людей стало кидать в разные стороны — пассажиры получили переломы, тупые травмы внутренних органов и головы.

Что касается пассажиров, не пострадавших или отказавшихся от госпитализации, то часть из них сразу же своим ходом отправились к ближайшим населенным пунктам, а оттуда электричками или попутными машинами — в Петербург. Остальные остались ждать помощи спасателей.

Проводники делали все возможное, чтобы помочь пассажирам: они вытаскивали людей из вагонов через аварийные люки и разбитые окна, оказывали пострадавшим первую медицинскую помощь. Те из пассажиров, что не поддались панике, тоже участвовали в спасательной операции. Всех пассажиров «Невского экспресса» эвакуировали с места крушения в Санкт-Петербург на специально вызванном дизельном поезде.

По данным «РЖД», взрыв повредил 800 метров железнодорожного полотна. После аварии движение поездов по этой ветке было парализовано — задержались 16 поездов. Чтобы не допустить простоя, оперативный штаб «РЖД» принял решение отправлять поезда в обход. Это увеличило длину маршрутов более чем на 300 километров, добавив составам 4-8 часов пути.

Работы по ликвидации последствий катастрофы заняли почти трое суток, в них принимали участие 1200 человек и 46 единиц техники. Но движение по направлению Санкт-Петербург — Москва было открыто уже на следующий день после аварии: 14 августа в 15:45 прошел первый пассажирский поезд. А первый грузовой состав из Москвы в Санкт-Петербург прошел 15 августа.

Спасенные пассажиры после крушения «Невского экспресса»

Генпрокуратура России возбудила уголовное дело по статье 205 («Террористический акт») УК РФ — следователи рассматривали версию теракта как основную. Руководитель Следственного комитета при Генпрокуратуре России Александр Бастрыкин заявил, что мощность взрывного устройства, заложенного под железнодорожное полотно, составила около трех килограммов в тротиловом эквиваленте. Оно было так называемого контактного типа и должно было сработать при соприкосновении с колесами поезда. По задумке террористов, после взрыва «Невский экспресс» должен был сойти с рельсов на мосту и упасть в реку. Но, по данным Новгородской облпрокуратуры, из-за сильного воздушного потока, идущего перед поездом, датчик взрывного устройства сработал раньше времени: локомотив остался на путях, и вагоны сошли с рельсов уже за мостом, что спасло много жизней.

Руководство РЖД высоко оценило действия поездной бригады в чрезвычайной ситуации. Бригада потерпевшего крушение «Невского экспресса» была награждена за мужество и самоотверженность при исполнении служебного долга. Начальника поезда, машиниста и помощника машиниста наградили орденами Мужества, а шесть проводников и электромеханик поезда были отмечены медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Крушение «Невского экспресса» в 2007 году — это теракт, который, к счастью, не достиг своей цели. Большинство пострадавших получили незначительные травмы. Два года спустя, в ноябре 2009-го, террористы вновь взорвут «Невский экспресс». На этот раз последствия будут намного серьезнее. В результате крушения поезда погибнут 30 человек, еще около 130 пассажиров получат ранения.

При подготовке использовались материалы из открытых источников

 

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги