Всего пострадали 60 человек, 30 из них были госпитализированы. ОАО "РЖД" оценило сумму совокупного ущерба от ЧП более чем в 236 миллионов рублей.
Как вспоминает машинист первого класса Алексей Федотов, который управлял «Невским экспрессом» 13 августа 2007 года, поезд отправился из Москвы точно по расписанию — в 18:30. Состав миновал станцию Бурга и выехал на перегон Бурга — Малая Вишера.
«Передо мной уже появился мост через реку Черную, это 177-й километр. И буквально метров за 20-30 до него под моей кабиной происходит взрыв, у меня стекла летят, все в пыли, гарь. Я сразу понял, что нас взорвали. Я применяю экстренное торможение, опускаю токоприемники — чтобы провод не намотать. Все. И мы летим вперед через мост еще 700 метров, скорость у меня была 185 километров в час», — вспоминал Федотов в одном из интервью.
Когда пущенный под откос поезд наконец остановился, машинист сразу связался с диспетчером станции Бурга: «Произошло крушение, сошли с рельсов, несколько вагонов опрокинулись, полной информацией пока не обладаю, все узнаю, все передам».
Наша справка
Скоростной электропоезд «Невский экспресс» был запущен между двумя российскими столицами в 2001 году. Время в пути составляла чуть более 4 часов. Местами состав разгонялся до 200 километров в час.
Понятно, что электропоезд представлял лакомую цель для террористов, однако осуществить теракт было не так-то просто — железнодорожные пути охранялись, любые подозрительные лица задерживались для проверки. Однако, к несчастью, террористы сумели подобрать ключик для решения этой проблемы.
На тот злосчастный рейс поезда №166 был продан 231 билет, но пассажиров было 217. Еще 20 человек — сотрудники поездной бригады.
Как рассказал журналистам петербуржец Сергей Мормышев, находившийся в момент теракта в пятом вагоне поезда (первом из четырех сошедших с рельсов), в сам момент взрыва никто из пассажиров не спал: играли в компьютерные игры, смотрели телевизор. Соответственно, свет в вагоне выключен не был.
«Только-только проехали 178-й километр от Петербурга (после аварии я специально посмотрел — на столбе было указано расстояние «178»), как внезапно раздался хлопок, прекратилась тяга локомотива. Движение состава ослабло. Погас свет, вагон начало раскачивать из стороны в сторону, — говорит Мормышев. — Никто даже
испугаться не успел, паники особой не было, только несколько женщин начали кричать».
После этого вагон перевернулся, увлекая за собой следующие — шестой, седьмой и вагон-ресторан. Все произошло настолько стремительно, что уже в следующие минуты наступила гнетущая тишина. Люди начали самостоятельно и при помощи проводников выбираться из вагонов — после чего многие бросились осматривать двухметровую воронку.
Зевак становилось все больше, и поэтому те, кто был поближе к эпицентру старались не пускать к месту взрыва других пассажиров: «Неизвестно — может, там заложена вторая бомба».
Спасатели, по словам Мормышева, появились где-то через 40 минут после ЧП. Позднее начали подъезжать «скорые» (всего на месте теракта работало 9 бригад врачей).
«Я вызвал своих по телефону, и они приехали за мной из Петербурга. В Малой Вишере мне успели сделать рентген. Поэтому около 6 утра родные меня привезли в 3-ю городскую больницу Петербурга. Там посмотрели, поставили диагноз — «ушиб верхнего грудного отдела позвоночника», потом отправили домой», — рассказал пассажир.
Пассажир сообщил, что в больницу Малой Вишеры вместе со ним отправили около 15 человек, в другую больницу района примерно столько же. О дальнейшей судьбе других пассажиров ему ничего не известно, кроме того, ЧТО «у двух молодых людей, которые играли в компьютер, оказались сломаны ключица и ребра».
По словам других пострадавших и их семей, врачи ставили поступавшим с места катастрофы пациентам слишком мягкие диагнозы и прописывали «домашний покой» — однако сразу по возвращении из больниц у раненых начинался травматический шок и их приходилось снова госпитализировать.
Так, 32-летний Константин Елькин, у которого медики зафиксировали ушибленную рану лобно-теменной области, был отпущен домой, но пробыл там недолго. Как рассказала журналистам мать пострадавшего Людмила Елькина, в момент аварии «он находился в самом эпицентре, в шестом вагоне», «скорая» увезла его в больницу в Малую Вишеру.
«Там уже было очень много машин с питерскими номерами. Некоторых (раненых) врачи согласились отпустить под подписку родственников, некоторых — нет. Тех, которых не отдали, потом доставили в больницу ОЖД Мечникова в Петербурге. Мы забрали сына, повезли домой. Но дома выяснилось, что он в шоке, ему стало совсем плохо. Поэтому под утро мы вызвали «скорую» и отправили его в Мариинскую больницу». Сейчас Елькин, по словам его матери, находится в отделении нейрохирургии. Врачи говорят ей, что у него ушибленная рана головы, сотрясение мозга и травматический шок, общаться с ним пока нельзя».
РЖД сообщало, что всего за медицинской помощью обратились 60 человек, однако почти половине из них госпитализация не потребовалась (незначительные повреждения получили, в том числе два иностранца, но в госпитализации они не нуждались). В списке пострадавших, опубликованном МЧС России, — 26 человек, из которых десять москвичей, девять жителей Санкт-Петербурга, два жителя Ленинградской области, один житель подмосковного Раменского, житель Уфы, по жителю Самары и города Колпино.
Два пассажира находятся в критическом состоянии, сообщили в МЧС. У пациентов — серьезные травмы позвоночника. Еще несколько пассажиров получили переломы бедра и ключицы. У 12-летней девочки — сотрясение мозга. У остальных — резаные раны, гематомы, ушибы верхних и нижних конечностей, травмы грудной клетки и позвоночника.
Больше всего пострадавших, как оказалось, было в вагоне-ресторане. Из-за достаточно большого пространства в этом вагоне при аварии людей стало кидать в разные стороны — пассажиры получили переломы, тупые травмы внутренних органов и головы.
Что касается пассажиров, не пострадавших или отказавшихся от госпитализации, то часть из них сразу же своим ходом отправились к ближайшим населенным пунктам, а оттуда электричками или попутными машинами — в Петербург. Остальные остались ждать помощи спасателей.
Проводники делали все возможное, чтобы помочь пассажирам: они вытаскивали людей из вагонов через аварийные люки и разбитые окна, оказывали пострадавшим первую медицинскую помощь. Те из пассажиров, что не поддались панике, тоже участвовали в спасательной операции. Всех пассажиров «Невского экспресса» эвакуировали с места крушения в Санкт-Петербург на специально вызванном дизельном поезде.
По данным «РЖД», взрыв повредил 800 метров железнодорожного полотна. После аварии движение поездов по этой ветке было парализовано — задержались 16 поездов. Чтобы не допустить простоя, оперативный штаб «РЖД» принял решение отправлять поезда в обход. Это увеличило длину маршрутов более чем на 300 километров, добавив составам 4-8 часов пути.
Работы по ликвидации последствий катастрофы заняли почти трое суток, в них принимали участие 1200 человек и 46 единиц техники. Но движение по направлению Санкт-Петербург — Москва было открыто уже на следующий день после аварии: 14 августа в 15:45 прошел первый пассажирский поезд. А первый грузовой состав из Москвы в Санкт-Петербург прошел 15 августа.
Генпрокуратура России возбудила уголовное дело по статье 205 («Террористический акт») УК РФ — следователи рассматривали версию теракта как основную. Руководитель Следственного комитета при Генпрокуратуре России Александр Бастрыкин заявил, что мощность взрывного устройства, заложенного под железнодорожное полотно, составила около трех килограммов в тротиловом эквиваленте. Оно было так называемого контактного типа и должно было сработать при соприкосновении с колесами поезда. По задумке террористов, после взрыва «Невский экспресс» должен был сойти с рельсов на мосту и упасть в реку. Но, по данным Новгородской облпрокуратуры, из-за сильного воздушного потока, идущего перед поездом, датчик взрывного устройства сработал раньше времени: локомотив остался на путях, и вагоны сошли с рельсов уже за мостом, что спасло много жизней.
Руководство РЖД высоко оценило действия поездной бригады в чрезвычайной ситуации. Бригада потерпевшего крушение «Невского экспресса» была награждена за мужество и самоотверженность при исполнении служебного долга. Начальника поезда, машиниста и помощника машиниста наградили орденами Мужества, а шесть проводников и электромеханик поезда были отмечены медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Крушение «Невского экспресса» в 2007 году — это теракт, который, к счастью, не достиг своей цели. Большинство пострадавших получили незначительные травмы. Два года спустя, в ноябре 2009-го, террористы вновь взорвут «Невский экспресс». На этот раз последствия будут намного серьезнее. В результате крушения поезда погибнут 30 человек, еще около 130 пассажиров получат ранения.