Теракт в московском метро

23
января
24
января
25
января
26
января
27
января
28
января
29
января
30
января
31
января
1
февраля
2
февраля
3
февраля
4
февраля
5
февраля
6
февраля
7
февраля
8
февраля
9
февраля
10
февраля
11
февраля
12
февраля
13
февраля
14
февраля
15
февраля
16
февраля
17
февраля
18
февраля
19
февраля
20
февраля
21
февраля
img

«Черной пятницей» стало 6 февраля 2004 года. Около 8 часов 30 минут, в самый час пик, когда люди ехали на работу, в перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» был взорван вагон электропоезда. В кабине машиниста было разбито лобовое стекло, мелкие осколки от мощнейшего взрыва рассыпались в первом и третьем вагонах. Второй вагон, в котором произошел взрыв, превратился в груду искореженного металла. Спасатели извлекли 12 тел погибших. Для восстановления движения по Замоскворецкой линии совместно с бригадами метрополитена был демонтирован состав и расчищены пути.

6 февраля 2004 года утром в час пик в московском метрополитене был совершен террористический акт. На перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» Замоскворецкой линии был взорван вагон электропоезда.

Взрывное устройство привел в действие террорист-смертник. В результате взрыва погиб 41 человек (не считая самого террориста) и свыше 250 получили ранения.

Взрыв прогремел в 8.32 мск около первой двери второго вагона поезда, когда он отъехал на 300 метров от станции «Автозаводская» в сторону «Павелецкой».

Сразу после взрыва во втором вагоне начался пожар пятой (самой высокой) степени сложности. Третий вагон оказался сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля.

Стекла окон в первом и третьем вагонах рассыпались на мелкие осколки. Взрыв был такой силы, что взрывная волна достигла головы первого вагона, помяла дверь в кабину машиниста и выбила одно из лобовых стекол в кабине. Машинист Владимир Горелов, управлявший этим поездом, применил экстренное торможение. После взрыва поезд сохранил управляемость, машинист смог его остановить. Свет в вагонах горел, сохранилась связь «пассажир-машинист» и громкая связь с остальными вагонами. После остановки поезда машинист сообщил диспетчеру о нештатной ситуации и попросил обесточить контактный рельс.

Когда напряжение было снято, Горелов открыл все двери состава и сообщил по громкой связи пассажирам, чтобы они выбирались из тоннеля в сторону станций «Автозаводская» и «Павелецкая». После этого он принял участие в спасении пассажиров.

В третьем вагоне ехал офицер МЧС Сергей Кавунов, который организовал эвакуацию пассажиров в сторону «Автозаводской» и пресек малейшие проявления паники. А пассажирам головного вагона пришлось пройти по тоннелю более двух километров до станции «Павелецкая».

Очевидцы сообщили, что, несмотря на сильное задымление в тоннеле, эвакуация проходила достаточно организованно и без паники.

Первую помощь пострадавшим от взрыва оказывали пассажиры поезда, которые не потеряли самообладания и четко среагировали на создавшуюся ситуацию и на ту рекомендацию, которую машинист поезда передал по системе пассажир-машинист.

Первые спасательные подразделения начали прибывать на станцию уже в 8.50-8.55 мск. В 9.07 мск в тоннеле, где произошел взрыв, работали первые подразделения спасателей.

В ликвидации последствий взрыва участвовали спасатели поисково-спасательных отрядов города Москвы, Московской области, отряд «Центроспас», 15 расчетов

Управления государственной противопожарной службы, а также 60 бригад скорой медицинской помощи Москвы, пять бригад Экстренного реагирования Центра медицины катастроф Москвы, три бригады Центра медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ и три бригады психологов.

Пострадавших доставляли в Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, городские больницы.

Сразу после взрыва было остановлено движение поездов в обоих направлениях на всей Замоскворецкой линии. Некоторым пассажирам пришлось провести в остановленных в тоннелях поездах до трех часов. К 10.25 было восстановлено движение на северном участке линии, от «Речного вокзала» до «Новокузнецкой».

После 11.00, когда закончилась эвакуация пассажиров и тушение пожара, большая часть поездов с южного участка линии была временно выведена в электродепо «Замоскворецкое». Взорванный состав удалось отогнать в тупик. Около 19.00 движение по Замоскворецкой линии было восстановлено в полном объеме.

9 февраля 2004 года был объявлен в Москве днем траура в память о погибших в результате теракта в метро.

Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества.

Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх.

Год спустя после совершения теракта в вестибюле станции «Автозаводская» московского метро установили мраморную доску с именами погибших.

По факту взрыва прокуратура возбудила уголовное дело по статьям 205 («терроризм») и 105 («убийство») Уголовного кодекса РФ. В связи с тем, что основной версией являлся теракт, расследование уголовного дела было передано Федеральной службе безопасности (ФСБ) РФ.

В ноябре 2006 года в Московском городском суде начался процесс над обвиняемыми в подготовке этого теракта. На скамье подсудимых оказались бывший сотрудник Минюста Мурат Шаваев и жители Карачаево-Черкесии Максим Панарьин и Тамбий Хубиев.

По данным следствия, террористы Панарьин и Хубиев, приехав в Москву, изготовили бомбу из смеси селитры, алюминиевого порошка, пластита, электронной схемы, детонаторов, в качестве которых использовались телевизионные штекеры, а также взрывчатого вещества из выстрелов ВОГ-25 (осколочный выстрел ВОГ-25 объединяет в себе гранату и метательный заряд в гильзе). Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев. Все это террористы поместили в пластиковое ведро, внутри и снаружи обмазали его пластилином, а в пластилин вмуровали несколько килограммов гаек и болтов. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм. Сверху ведро залили эпоксидной смолой. Бомбу засунули в рюкзак, а затем передали смертнику — жителю Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии Анзору Ижаеву, который вместе Хубиевым проходил диверсионную подготовку в лагере араба Абу-Умара. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя.

В феврале 2007 года Мосгорсуд признал Максима Панарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева виновными в причастности к совершению терактов на станции метро «Автозаводская», а также у станции «Рижская» 31 августа 2004 года. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поделиться: