«Императорское Российское общество спасения на водах» - добровольная массовая общественная организация, созданная в Российской Империи и имеющая целью охрану жизни, здоровья и спасение людей, а также принятие мер к предупреждению и к устранению причин катастроф на водоёмах.
На русском флоте всегда действовало правило: «Сам погибай, а товарища выручай». Основы спасательного дела в России были заложены еще при Петре I.
Во время сильных наводнений в Петербурге в 1709 г. Петр I лично руководил спасательными работами, показывая пример мужества и отваги при спасении утопающих.
В царских уставах уделено большое внимание оказанию помощи людям в случае кораблекрушений и стихийных бедствий.
В конце XIX в. в мире возникла необходимость создания организаций профессиональных спасателей, в связи с морскими катастрофами, в которых ежегодно терпело бедствие свыше 6,5 тысяч крупных судов, из которых свыше тысячи тонуло. К началу XX века такие организации, Общества спасения на водах, существовали уже в большинстве стран: Англии, Бельгии, Дании, Германии, Франции, Италии, Испании, Турции, Португалии, Швеции.
В России первым по времени обществом спасения на водах стало местное выборгское, с крайне ограниченным кругом деятельности. Мысль об устройстве в России целого ряда морских спасательных станций на средства частных лиц возникла в среде моряков по почину капитана 1 ранга Фрейганга, который в 1866 г. собрал небольшую сумму денег и предложил объявить общую подписку между моряками. Проект учреждения спасательного общества обсуждался в особом комитете, под председательством адмирала К.Н. Посьета, из представителей от министерств морского и финансов и от биржевых комитетов. В 1871 г. был утвержден Устав «Общества подачи помощи при кораблекрушениях». Оно было поставлено в ведение морского министерства, под председательством одного из адмиралов. Первым председателем Общества и его основателем стал адмирал Константин Николаевич Посьет. Центральный Совет общества располагался в Санкт-Петербурге на Садовой улице, 50-б. Трехэтажное здание было построено (1893 - 1894 гг. инженер-архитектор Петр Станиславович Купинский) для главного правления «Российского общества спасения на водах». Средства на строительство здания собирались по подписке по всей России. В здании размещалась канцелярия, библиотека, музей, зал заседаний. В первом этаже был склад, где хранились лодки и другие средства спасения на водах.
В музее Общества находилась обширная экспозиция, в которой были представлены различного типа спасательные лодки, снаряжение и приборы для помощи утопающим.
В 1895 г. по проекту П.С. Купинского Российским обществом спасения на водах была выстроена металлическая часовня Святого Александра Невского в память Александра III «близ Юсупова сада, на Садовой улице». Часовня не сохранилась.
20 октября 1871 г. Государыня Великая Княгиня Цесаревна Мария Федоровна приняла Общество под свое покровительство, а Великий Князь Наследник Цесаревич Александр Александрович принял звание Первого действительного члена Общества.
Сумма, собранная для образования общества (свыше 60 000 руб.), составила неприкосновенный основной капитал.
В 1880 г. состоялось переименование общества в «Общество спасения на водах», а 16 ноября 1892 г. Государь император даровал Обществу наименование «Императорского Российского Общества спасания на водах». В 1894 г. был утвержден новый устав, причем задачи общества значительно расширены: кроме спасения людей, гибнущих на водах, в круг задач общества стало входить принятие мер к предупреждению гибели людей и судов и к устранению причин возникновения чрезвычайных ситуаций на судах. Общество имело право награждать за самоотвержение и отвагу при спасении погибающих и за другие услуги обществу денежными выдачами, похвальными отзывами (3-х степеней), серебряным и золотым знаком общества, серебряной и золотой медалью, званием почетного члена и, наконец, в случаях особенно выдающихся услуг, испрашивать Высочайших наград лицам, особенно отличившимся. Заведование делами общества принадлежало главному правлению в Санкт-Петербурге. Оно состояло из председателя, двух товарищей (заместителей) и 12-и членов; в председатели общества выбирается исключительно адмирал или состоящий в морском ведомстве генерал. Технической частью заведовал главный инспектор общества, при котором состояли инспектора-помощники. Заведование делами в пределах одной губернии или области принадлежало окружным правлениям, которые состояли из председателя, товарища (заместителя) и 6 - 9-и членов, избираемых окружным общим собранием на три года. В случае устройства нового спасательного учреждения в местности, не вошедшего еще в состав какого-либо округа, учреждался, из местных членов общества, внеокружной отдел общества.
С 1872 по1914 г. было создано 97 округов и 46 отделов общества, объединявших 8,2 тысяч членов.
В 1918 г. решением СНК РСФСР общество было переименовано и передано в ведение Главного управления водного транспорта.
Литература: Виноградов В.Н., Щаблов Н.Н., Бессонов В.П. Сокровища Пандоры. СПб., 2006.;
Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969 - 1978.;
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И А. Ефрона. СПб. Брокгауз-Ефрон, 1890–1907.