Пожарный автонасос – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения. В начале ХХ в. с появлением автомобилей стали создаваться автонасосы различных моделей: линейка (для перевозки пожарных), фургон и паровая машина. По компоновке насоса на шасси эти автомобили условно разделялись на 3 класса: с передним, средним и задним расположением насоса. В зависимости от размещения личного состава на пожарном автонасосе они делились на автонасосы с наружной и внутренней посадкой и продольным и поперечным расположением мест.
До 1940-х годов в СССР наибольшее распространение получили автонасосы на шасси: ГАЗ-АА с насосом 900 л/мин; ЗИЛ (АМО-4) с насосом 2300 л/мин. Для забора воды от источника все эти автомобили имели баки «первой помощи» для заполнения насоса вместимостью соответственно 150 и по 350 л. Позже стали выпускаться автонасосы на Варгашинском заводе НПО (АНП-20 на шасси ГАЗ-69, оборудованные рукавным автоприцепом) и на Прилукском заводе противопожарного оборудования (АН-ЗО на шасси ЗИЛ-164А мод. ПМЗ-52 и АН-ЗО на шасси ЗИЛ-130 мод. ПМЗ-64). Пожарные автонасосы последних моделей имели заднее расположение насоса ПН-30 с вместимостью пенобака 400 и 500 л. Для прокладки магистральных рукавов пожарные автонасосы оснащались рукавными катушками на 120 м рукавов Ø66 мм. Число мест для личного состава составляло 9 и 10. С 1951 по 1972 Прилукское ПО «Пожмашина» изготовило 2193 автонасоса. Наибольшее распространение в СССР в последние годы получил насосно-рукавный автомобиль АНР-40 на шасси ЗИЛ-130 мод. 127 производства Прилукского ПО «Пожмашина». Он имел насос ПН-40 среднего (салонного) размещения; пенный бак на 350 л; запас рукавов: Ø51 – 8 шт., Ø66 – 2 шт., Ø77 – 9 шт. В зависимости от заказа АНР оснащались рукавами и Ø89. С началом их производства в типаже пожарных машин термин «автонасос» не использовался и был заменён термином «насосно-рукавный автомобиль». За 1970-1990 Прилукское ПО «Пожмашина» изготовило 1654 таких автомобилей. В России производство насосно-рукавных автомобилей различных моделей освоено на шасси типа ЗИЛ-4331.
Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;
Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Каталог-справочник, М., 1963;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.