Пожарный вездеход – пожарная машина высокой проходимости. Пожарные машины на колесном шасси (пожарные автомобили, ПА) – делятся на 3 группы: обычной (дорожный), повышенной и высокой проходимости. ПА обычной проходимости используются главным образом на дорогах, ПА повышенной проходимости могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог, ПА высокой проходимости – по дорогам и вне дорог. Высокими качествами вездехода обладают машины на гусеничном шасси.
В 1983 Прилукское ПО «Пожмашина» изготовило опытный образец пожарного вездехода ВП-60 (МТТ) мод. 210 на шасси многоцелевого тягача МТТ. Он имел запас воды 8000 л, пенообразователя 500 л и был оборудован насосом с подачей 60 л/с. Наиболее распространённый класс вездехода для тушения лесных пожаров – ВПЛ-149. Прилукское ПО «Пожмашина» выпускало в год по 50 таких вездеходов. Однако запас воды у ВПЛ-149 был ограничен – 2 бака по 275 л; подача воды осуществлялась насосом НШН-600М с расходом 1 л/с. Вместимость пенного бака составляла 95 л. Вездеход поставлялся вместе с прицепом для перевозки 1170 л воды. Наилучшими качествами вездехода обладают гусеничные плавающие снегоболотоходы различной грузоподъёмности (класса). В СССР в период с 1983 по 1987 Прилукское ПО «Пожмашина» совместно с ВНИИПО создало гамму пожарных машин на плавающем двухзвенном болотоходе ДТ-10П (тяжёлый класс) «Витязь» производства Ишимбайского завода транспортного машиностроения (ИЗТМ, Башкирия). Это шасси имело среднее удельное давление на грунт до 0,2 кгс/см2, скорость по воде до 6 км/ч, по суше 45 км/ч, угол подъёма или спуска 35°. Конструкция двухзвенного транспортера обеспечивала высокую проходимость по труднодоступной местности в условиях бездорожья и слаборазвитой дорожной сети (болота, снежная целина, грунтовые дороги в период распутицы и т.п.), пересечённой местности (подъёмы, рвы), преодоление водных преград без специальной подготовки. ИЗТМ изготавливает шасси грузоподъёмностью до 30 т. Производство вездеходов освоено: ОАО «Курганмашзавод» – типа ТМ-120 с грузоподъёмностью 2000 кг, удельным давлением на грунт до 0,2 кгс/см2, ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» – типа ГАЗ-3409 «Бобр» с грузоподъемностью около 600 кг, удельным давлением на грунт до 0,17 кгс/см2. Из специальных вездеходов-автомобилей, принятых на вооружение, необходимо отметить ЗИЛ-49061 (грузопассажирский вариант) «Синяя птица», предназначенный для оснащения спасательных подразделений.
Литература: Устройство и эксплуатация автомобилей / В.П. Полосков и др. М., 1979;
Пожарная техника: Учеб. / Под ред. М.Д. Безбородко. М., 2004. Катастрофы и человек / Ю. Воробьев и др. Кн. 1. М., 1997.