Пожарная машина

Пожарная машина – транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для использования при пожаре. Современное понятие «пожарная машина» (ПМ) – управляемая человеком транспортная машина с оснащением и оборудованием для использования при пожарно-спасательных работах.

Это понятие является общим для пожарной техники и объединяет в себе такие понятия, как: автомобиль, трактор, машина на гусеничном ходу, мотоцикл, поезд, судно, летательный аппарат, мотопомпа, прицеп, насос.

ПМ может состоять из транспортного средства, которое включает в себя в зависимости от функционального назначения спец. пожарную надстройку для размещения запаса ОТВ, пожарно-технического вооружения и оборудования, спец. агрегатов (генераторов, грузоподъёмных устройств и т.п.), средств связи, устройства для подачи спец. звукового сигнала. ПМ могут иметь оборудованные места для доставки на место пожара боевого расчёта. Отличительной особенностью ПМ является окраска наружной поверхности в красный цвет с белыми полосами.

ПМ подразделяются на осн. (машины тушения), спец. и вспомогательные. Осн. ПМ могут быть общего (для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах) и целевого применения (для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, лесоперерабатывающей промышленности, в аэропортах, лесах, других спец. объектах). Осн. ПМ общего применения подразделяются на ПМ первой помощи, водопенного тушения (автоцистерны), насосно-рукавные и др. Осн. ПМ целевого применения подразделяются на ПМ пенного, порошкового, газового, газоводяного, комбинированного тушения, насосные станции, лесопожарные, аэродромные ПМ и др. Спец. ПМ включают в себя пожарные автолестницы и автоподъёмники, пеноподъёмники, аварийно-спасательные, водозащитные, связи и освещения, ГДЗС, химической защиты, дымоудаления, рукавные, штабные, лаборатории, профилактики и ремонта средств связи, диагностики пожарной техники, базы ГДЗС, техн. службы, отогрева пожарной техники, компрессорные станции, оперативно-служебные и др. Вспомогательные ПМ вводятся на вооруж. пожарных частей для выполнения вспомогательных работ как в подразделениях, так и на месте тушения крупных и сложных пожаров (автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили и т.п.).

Первая ПМ с паровым приводом насоса и автомобильного шасси была создана в США в 1858. В Петербурге первая ПМ появилась в 1904. На начало 2006 отечественная промышленность освоила производство более 150 моделей ПМ (автомобилей, судов, самолётов, вертолётов и т.п.).

Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;

ГОСТ Р 50574-2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования;

Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.

Поделиться:
img Предыдущая статья Пожарная контора (экспедиция) Пожарная контора (экспедиция) - вид пожарной охраны в 18 в.В 1763 г. в Петербурге и Москве в составе полиции были учреждены Пожарные конторы и введен штат чинов при «пожарных инструментах» с брандмайором во главе, а в Харькове - во главе с атаманом. В штат Санкт-Петербургской полиции, учрежденный Указом Екатерины II от 15 декабря 1763 г., вошли также брандмейстер, семь унтер-брандмейстеров, два кузнеца, слесарный мастер с двумя учениками, медник, литейщик, токарь, трубочистный мастер, сорок трубочистов, 120 ремонтников печного отопления, сапожник, четыре повозки для перевозки бочек и четыре лошади. Для наблюдения за мастеровыми были приставлены вахмистр и три капрала. К 1782 г. в Санкт-Петербурге уже насчитывалось 10 пожарных контор в съезжих домах, при этом пожарная повинность для жителей города не отменялась. Подобная пожарная контора была организована и в Москве. В ее штат входили: 1 брандмейстер, 12 унтер-брандмейстеров, 180 фурманщиков (кучеров), 14 мастеровых разных специальностей, 20 драгунов для посылок. Пожарная контора в Москве имела 40 заливных пожарных труб и 120 бочек «на дровнях и роспусках». В обозе пожарной конторы числилось 382 лошади. Техника и лошади были размещены в специальных помещениях на съезжих дворах (при полиции). В 1798-1799 гг. пожарные конторы переименовываются в «пожарные экспедиции». Однако это никак не повлияло на улучшение дела по организации пожаротушения. Назрела необходимость коренным образом изменить подход к решению вопроса борьбы с пожарами. Необходимо было отменить пожарную повинность городского населения, не отвечавшую поставленным перед ней задачам, и приступить к организации по-настоящему профессиональной пожарной службы. Литература: Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб., 2007.; Виноградов В.Н., Щаблов Н.Н., Киселёв В.Ф. Пожарная охрана Санкт-Петербурга. СПб., 2012.
Следующая статья img Пожарная мотопомпа Пожарная мотопомпа – предназначена для подачи воды из открытого водоисточника или гидранта при тушении пожара. Мотопомпа используется как самостоятельное средство тушения пожаров в местах, труднодоступных для подъезда пожарных автоцистерн. Переносная мотопомпа может применяться для комплектации пожарных автомобилей. Мотопомпы в зависимости от типа привода классифицируются: на мотонасосные агрегаты – насосные агрегаты, в которых приводным двигателем является карбюраторный двигатель; дизель-насосные агрегаты – насосные агрегаты, в которых приводным двигателем является дизельный двигатель. В зависимости от конструктивных особенностей и основных показателей мотопомпы классифицируются: на мотопомпы нормального давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе до 2,0 МПа; мотопомпы высокого давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе выше 2,0 МПа. По способу перемещения при эксплуатации мотопомпы классифицируются: на переносные – мотопомпы, доставляемые на место эксплуатации вручную; прицепные – мотопомпы, установленные на прицепе (полуприцепе) и доставляемые на место применения автомобильным транспортом. Мотопомпа конструктивно представляет собой мотонасосный агрегат, состоящий из следующих элементов: приводного двигателя внутреннего сгорания; центробежного насоса; трансмиссии; системы охлаждения двигателя; системы запуска двигателя; выхлопной системы; системы подачи топлива; вакуумной системы водозаполнения центробежного насоса; контрольно-измерительных приборов; фонаря для освещения рабочего места оператора; легкосъёмного защитного кожуха; несущей рамы. Отечественной предприятиями производятся следующие типы мотопомп: переносная мотопомпа нормального давления МПН-800/80; переносная мотопомпа высокого давления МПВД-2/400-60; прицепная мотопомпа нормального давления МПП-1600/100; переносная мотопомпа нормального давления МП-13/80 «Гейзер». Мотопомпа высокого давления МПВД 2/400-60 комплектуется рукавной катушкой с рукавом и ручным стволом высокого давления. Мотопомпа «Гейзер» выпускается как в переносном, так и в прицепном вариантах.Литература: ГОСТ Р 53332-2009. Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний; ГОСТ 4.331-85. Система показателей качества продукции. Мотопомпы пожарные. Номенклатура показателей.
Другие разделы портала
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью