Пожарная мотопомпа

Пожарная мотопомпа – предназначена для подачи воды из открытого водоисточника или гидранта при тушении пожара. Мотопомпа используется как самостоятельное средство тушения пожаров в местах, труднодоступных для подъезда пожарных автоцистерн. Переносная мотопомпа может применяться для комплектации пожарных автомобилей.

Мотопомпы в зависимости от типа привода классифицируются: на мотонасосные агрегаты – насосные агрегаты, в которых приводным двигателем является карбюраторный двигатель; дизель-насосные агрегаты – насосные агрегаты, в которых приводным двигателем является дизельный двигатель.

В зависимости от конструктивных особенностей и основных показателей мотопомпы классифицируются: на мотопомпы нормального давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе до 2,0 МПа; мотопомпы высокого давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе выше 2,0 МПа.

По способу перемещения при эксплуатации мотопомпы классифицируются: на переносные – мотопомпы, доставляемые на место эксплуатации вручную; прицепные – мотопомпы, установленные на прицепе (полуприцепе) и доставляемые на место применения автомобильным транспортом.

Мотопомпа конструктивно представляет собой мотонасосный агрегат, состоящий из следующих элементов: приводного двигателя внутреннего сгорания; центробежного насоса; трансмиссии; системы охлаждения двигателя; системы запуска двигателя; выхлопной системы; системы подачи топлива; вакуумной системы водозаполнения центробежного насоса; контрольно-измерительных приборов; фонаря для освещения рабочего места оператора; легкосъёмного защитного кожуха; несущей рамы.

Отечественной предприятиями производятся следующие типы мотопомп: переносная мотопомпа нормального давления МПН-800/80; переносная мотопомпа высокого давления МПВД-2/400-60; прицепная мотопомпа нормального давления МПП-1600/100; переносная мотопомпа нормального давления МП-13/80 «Гейзер». Мотопомпа высокого давления МПВД 2/400-60 комплектуется рукавной катушкой с рукавом и ручным стволом высокого давления. Мотопомпа «Гейзер» выпускается как в переносном, так и в прицепном вариантах.

Литература: ГОСТ Р 53332-2009. Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний;

ГОСТ 4.331-85. Система показателей качества продукции. Мотопомпы пожарные. Номенклатура показателей.

Поделиться:
img Предыдущая статья Пожарная машина Пожарная машина – транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для использования при пожаре. Современное понятие «пожарная машина» (ПМ) – управляемая человеком транспортная машина с оснащением и оборудованием для использования при пожарно-спасательных работах. Это понятие является общим для пожарной техники и объединяет в себе такие понятия, как: автомобиль, трактор, машина на гусеничном ходу, мотоцикл, поезд, судно, летательный аппарат, мотопомпа, прицеп, насос. ПМ может состоять из транспортного средства, которое включает в себя в зависимости от функционального назначения спец. пожарную надстройку для размещения запаса ОТВ, пожарно-технического вооружения и оборудования, спец. агрегатов (генераторов, грузоподъёмных устройств и т.п.), средств связи, устройства для подачи спец. звукового сигнала. ПМ могут иметь оборудованные места для доставки на место пожара боевого расчёта. Отличительной особенностью ПМ является окраска наружной поверхности в красный цвет с белыми полосами. ПМ подразделяются на осн. (машины тушения), спец. и вспомогательные. Осн. ПМ могут быть общего (для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах) и целевого применения (для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, лесоперерабатывающей промышленности, в аэропортах, лесах, других спец. объектах). Осн. ПМ общего применения подразделяются на ПМ первой помощи, водопенного тушения (автоцистерны), насосно-рукавные и др. Осн. ПМ целевого применения подразделяются на ПМ пенного, порошкового, газового, газоводяного, комбинированного тушения, насосные станции, лесопожарные, аэродромные ПМ и др. Спец. ПМ включают в себя пожарные автолестницы и автоподъёмники, пеноподъёмники, аварийно-спасательные, водозащитные, связи и освещения, ГДЗС, химической защиты, дымоудаления, рукавные, штабные, лаборатории, профилактики и ремонта средств связи, диагностики пожарной техники, базы ГДЗС, техн. службы, отогрева пожарной техники, компрессорные станции, оперативно-служебные и др. Вспомогательные ПМ вводятся на вооруж. пожарных частей для выполнения вспомогательных работ как в подразделениях, так и на месте тушения крупных и сложных пожаров (автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили и т.п.). Первая ПМ с паровым приводом насоса и автомобильного шасси была создана в США в 1858. В Петербурге первая ПМ появилась в 1904. На начало 2006 отечественная промышленность освоила производство более 150 моделей ПМ (автомобилей, судов, самолётов, вертолётов и т.п.). Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; ГОСТ Р 50574-2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.
Следующая статья img Пожарная нагрузка Пожарная нагрузка – количество теплоты, отнесённое к единице поверхности пола, которое может выделиться в помещение или здание при пожаре. Пожарные нагрузки разделяют на временную и постоянную. Во временную пожарную нагрузку включают горючие и трудногорючие вещества и материалы, обращающиеся в помещениях (производствах), в т.ч. технологическое и санитарно-техническое оборудование, материалы, находящиеся в расходных складах, мебель и др. В практике определения категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности под пожарной нагрузкой понимается количество теплоты, которое может выделиться в помещение при пожаре. Это количество теплоты, отнесённое к площади размещения находящихся в помещении горючих и трудногорючих веществ и материалов, называется удельной временной пожарной нагрузкой. В постоянную пожарную нагрузку включают горючие вещества и материалы, находящиеся в строительных конструкциях. Допускается определять пожарную нагрузку в единицах массы (кг) на единицу площади (м2) пола и части его при неравномерном распределении пожарной нагрузки или площади тепловоспринимающих ограждающих строительных конструкций. Приведённая к древесине на единицу площади тепловоспринимающих ограждающих строительных конструкций помещения величина пожарной нагрузки используется в практике прогнозирования последствий пожара для строительных конструкций при технико-экономическом обосновании противопожарных мероприятий.Литература: НПБ 105-2003. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
Другие разделы портала
  • img Культура безопасности для населения
    Культура безопасности для населения
    Пожары всегда были и остаются страшным бедствием. Наиболее опасны среди них бытовые пожары, которые зачастую приводят к человеческим жертвам. Именно в них пострадавшие получают сильнейшие ожоги и травмы, остаются без крова и средств к существованию.
    Читать полностью