Спасательный трап (жёлоб) – пожарное спасательное устройство для скользящего спуска спасаемых по наклонной траектории. Надёжное и быстрое средство спасения, применяемое с высоты до 10-15 м и предназначенное для контингента лиц с ограниченной подвижностью (больницы, детские сады, дома престарелых и т.д.). В начале прошлого века трапы (жёлоба) использовались в пожарной охране, но с течением времени были незаслуженно забыты. В настоящие время спасательные трапы успешно используются в авиации для спасения пассажиров и экипажа с борта самолета (Тн-2 на самолетах ИЛ-62 и ТУ-154, ТН-3 на самолетах ТУ-134).
Спасательные трапы по сравнению с другими спасательными устройствами в большей степени отвечают своему назначению, т.к.: обеспечивают спасение людей из зданий с высоты до пятого этажа (наиболее распространённый тип жилых строений); сохраняют работоспособность при любых погодных условиях, любом времени года и суток; имеют высокое быстродействие и большую пропускную способность; не требуют тренировки и обучения спасаемых, а также специального снаряжения для них; обеспечивают возможность спасения людей любого возраста и пола независимо от их физического и психологического состояния; снижают страх высоты у спасаемых; не требуют специального технического обслуживания; имеют малое время приведения в работоспособное состояние (не более 5 мин); обладают универсальностью размещения как снаружи, так и внутри здания, могут доставляться на место непосредственно пожарно-спасательными службами. По конструкции и способу применения трапы разделяют на пневматические и матерчатые. Пневматический трап подразумевает автоматический режим работы, т.е. без помощи спасательных служб снизу. Матерчатый трап рассчитан на совместные действия спасателей и спасаемых.