Взрывоопасное вещество

Взрывоопасное вещество – вещество, которое может взрываться при воздействии пламени или проявлять чувствительность к удару и трению. К взрывоопасным веществам относятся: вещества (газы, пары, пыли), которые в смеси с воздухом и другими окислителями (кислород, озон, хлор, окислы азота и др.) способны к взрывчатому превращению; индивидуальные вещества, склонные к взрывному разложению (ацетилен, озон, гидразин, аммиачная селитра и др.) без доступа окислителя при воздействии пламени, сотрясении, трении, ударе, наколе иглой. Обеспечение взрывобезопасности взрывоопасных веществ достигается строго индивидуальным подходом.

Так, важной особенностью взрывного распада наиболее распространённого взрывоопасного вещества – ацетилена является большая ширина фронта пламени. Минимальная энергия зажигания (МЭЗ) ацетилена существенным образом зависит от ширины фронта пламени и пропорциональна кубу этой величины. Поэтому зажигание чистого ацетилена практически возможно лишь при достаточно мощном импульсе, на несколько порядков превышающем МЭЗ для ацетиленовоздушных смесей. С повышением давления МЭЗ уменьшается, поскольку для пламени распада ацетилена нормальная скорость распространения пламени при этом возрастает. Для предотвращения распространения горения необходимо применять огнепреградитель. Так как для ацетилена характерны низкие значения скорости распространения пламени и большие значения теплопроводности, пламя распада ацетилена гаснет уже в сравнительно широких каналах. Минимальное давление, при котором вероятен взрывной распад ацетилена, составляет 65 кПа. При этом воспламенение ацетилена возможно лишь при условии значения МЭЗ, на 6-7 порядков превышающей эту величину для других горючих веществ и материалов. Взрывной распад ацетилена, который может протекать в виде детонации, возможен в трубах большой протяжённости при давлении, существенно выше атмосферного.

Особую опасность представляют утечки ацетилена в атмосферу. Импульсом для воспламенения ацетиленовоздушной смеси может быть разряд статического электричества. Для снижения взрывоопасности ацетилена его применяют в смеси с инертными газами или горючими растворителями. Например, растворы ацетилена в ацетоне, содержащиеся в ацетиленовых баллонах, представляют собой одну из важнейших для практического использования флегматизированную смесь ацетилена. Содержащиеся в баллонах растворы (мольное содержание ацетилена в растворе не превышает 57%) даже при максимальном давлении не являются взрывоопасными. Взрывобезопасность ацетилена в баллонах обеспечивается также пламегасящим действием пористой массы (насадка), заполняющей баллон.

Рассмотренные на примере ацетилена мероприятия и условия обеспечения его взрывобезопасности позволяют сформулировать общие подходы к предотвращению взрыва взрывоопасного вещества: ограничение давления в оборудовании; использование флегматизатора; применение огнепреградигеля и насадка; повышение теплоотвода из зоны реакции; исключение инициирующих импульсов достаточной мощности (пламя, искра, удар, трение, статическое электричество); направление продуктов разложения в сбросные проёмы и использование взрывных мембран.

Литература: Розловский А.И. Научные основы техники безопасности при работе с горючими газами и парами. М., 1972.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью