Земское взаимное от огня страхование

Земское взаимное от огня страхование (1864 - 1917) - взаимное страхование, осуществляющееся в сельской местности (губерниях, земствах) Российской Империи. Проводилось в соответствии с Высочайше утверждённым в 1864 г. «Положением о земском страховании». Организация земского страхования была следующей: в каждой губернии во главе земского страхования стояло Губернское земское собрание. Оно устанавливало размер платежей по окладному страхованию, определяло низший и высший пределы страховых сумм, утверждало инструкции для земских управ, волостных правлений и страховых агентов, ходатайствовало об изменении Положения и правила. Исполнительные действия поручались Губернским управам, которые часть своих обязанностей могли переложить на уездные управы, волостные правления и страховых агентов. До начала XX столетия непосредственные сношения со страхователями по страхованию вели волостные и сельские правления. Они производили «оценку строений, принимали сбор премий, ликвидировали пожарные убытки, удостоверяли неизменяемость риска при возобновлении страхований», - одним словом исполняли все то, что с большой осторожностью и большим выбором в частных страховых обществах выполняли агенты.

Насколько искажался истинный смысл страхования в руках несведущих, видно, например, из следующих фактов: по правилам ряда губернских земств составление страховых списков, хотя и возлагалось на волостные правления, но, в действительности, работа эта выполнялась особым институтом из нанимаемых волостным писарем лиц, так называемых помощников писарей.

Лица эти заботились только о том, чтобы была соблюдена формальная сторона дела. Им, бравшим с подряда за известную сумму заполнение страховых бланков, не было никакого дела до существа выполняемой работы, тем более, что определение оценки и страховой суммы зависело от других лиц, оценщика и домохозяина. Последние в свою очередь также ничего не смыслили в страховании, а разъяснить им существо этого важного дела было некому. Сама же оценка проводилась при содействии «понятых» (в законе они называются «добросовестными»), но от такой чести быть понятым отказывались почти поголовно, так как составление страховых списков происходило весной или летом, когда каждый рабочий день очень дорог, и сельским властям поневоле приходилось обращаться «к самой захудалой части населения» даже за плату. Наконец, и сами оценщики, сельские старосты и волостные старшины, оторванные от хозяйства, стремились «наивозможно поскорее окончить совершенно чуждую для них работу».

При таком положении вещей должной организации земского страхования трудно было ожидать. Здесь же следует сказать о видах земского страхования и его практике. Земское страхование разделялось на три вида: окладное (обязательное), дополнительное, добровольное. Обязательному страхованию подлежали все сельские постройки, находящиеся «в черте крестьянской усадебной оседлости, безотносительно к тому, чью собственность они составляют,  - местных ли крестьян, или каких-либо других лиц». По особому ходатайству земству разрешалось «принудить страхованию и владельцев тех строений, которые отстоят не дальше 50 саж от крестьянской усадебной оседлости». Обязательное страхование заключалось или по правилам «окладного страхования», или по правилам «дополнительного (сверх оклада) страхования». Владелец имущества, подлежавшего обязательному страхованию, мог отдать его на страх и в частное страховое общество, но при условии, чтобы оно было застраховано не ниже установленной для данной местности низшей страховой нормы, называемой «окладною страховою суммою». Если же имущество, подлежавшее обязательному страхованию, нигде не было застраховано или застраховано ниже установленной нормы, то оно подлежало страхованию в земстве «по правилам окладного страхования».

Согласно указанным выше правилам каждое волостное правление вело у себя список строениям, подлежащим обязательному страхованию. В начале каждого года волостное правление получало из губернской управы бланки «окладных (поселенных) листов» и «именных списков», которые оно должно было, на основании страховых списков и сведений о числящихся недоимках за страхователями, заполнить. Общей формы для этих бланков не существовало, и в различных земствах они были различные, хотя сведения, отбираемые от страхователей, одни и те же. Обыкновенно на этих же бланках регистрировались данные и по дополнительному (сверх оклада) страхованию. Размер оклада устанавливался в каждой губернии различный «единообразно или на всю губернию или на отдельные ее местности», причем принимался во внимание разряд строений. Размер окладного платежа определялся Губернским собранием и собирался преимущественно сборщиками таким же порядком, какой установлен был для взимания окладных сборов «с надельных земель» сельских обществ.

Собранные суммы вносились волостным правлением или сборщиками в Казначейство «при особом объявлении с обозначением селения и суммы». Платеж премии возлагался на ответственность страхователя, и потому власти не были заинтересованы «в правильности поступления оклада». Каждое строение считалось застрахованным по обязательному страхованию с момента его «окончательного» возведения. С переходом строения к новому владельцу на него переходили все права и обязанности, причем неуплата премии не останавливала действия страхования. Это породило в «малогоримых местностях прямо преступную беспечность». Население открыто заявляло так «какой нам смысл платить за страхование, когда мы не горим, если же погорим, то земство все равно нам заплатит, а недоимку вычтет». Некоторые земства реагировали на это низкими нормами, даже от 1 р. за строение, но, конечно, такой выход равносилен обходу закона, так как никакого обеспечения со стороны земства не было, при ликвидации же пожарных убытков возмещение их совершалось в полной страховой сумме за вычетом только недобора и недоимки страхового платежа. Никаких других вычетов не допускалось, хотя бы за владельцем и значились казенные и частные взыскания. Выданная сумма должна была употребляться только «на возобновление сгоревших строений».

Литература: Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб. 2007.;

Огненное страхование / Щаблов Н.Н. [и др.]. СПб., 2004.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Культура безопасности для населения
    Культура безопасности для населения
    Пожары всегда были и остаются страшным бедствием. Наиболее опасны среди них бытовые пожары, которые зачастую приводят к человеческим жертвам. Именно в них пострадавшие получают сильнейшие ожоги и травмы, остаются без крова и средств к существованию.
    Читать полностью
  • img История
    История
    История возникновения и развития пожарной охраны в регионе. Интересные факты, архивные фотографии и документы. Музеи и памятные места. Ветераны и династии пожарных. Виртуальные экскурсии и фотоальбомы.
    Читать полностью
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью