Учебный план
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Цель реализации программы обучения
- Требования к результатам освоения программы
- Требования к уровню подготовки обучающегося, необходимому для освоения программы
- Трудоемкость обучения по программе
- Форма обучения и режим занятий
- Содержание программы обучения
6.2 Примерное содержание программы, структурированное по темам
7.1 Перечень вопросов для подготовки к итоговой аттестации
7.2 Типовые контрольные задания или иные материалы
- Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения программы
- Методические указания для обучающихся по освоению программы
- Материально-техническое обеспечение программы
1. Цель реализации программы обучения
Настоящая программа разработана Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО).
Целью реализации программы является обучение руководителей и ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ) в объеме знаний требований нормативных правовых актов, на объектах с массовым пребыванием людей, а также приемам и действиям при возникновении пожара в организации, позволяющим выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
2. Требования к результатам освоения программы
В результате освоения программы обучения пожарно-техническому минимуму обучающийся получает знания в области нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, умения их применять, а также навыки действий при возникновении пожара в организации.
3. Требования к уровню подготовки обучающегося, необходимому для освоения программы
К освоению программы допускаются руководители и ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, ответственные за пожарную безопасность без дополнительных требований к уровню образования и квалификации.
4. Трудоемкость обучения по программе
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 16 академических часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося.
Формой итоговой аттестации по программе является зачет в форме тестирования.
5. Форма обучения и режим занятий
Форма обучения – очно-заочная (с частичным отрывом от работы).
6. Содержание программы обучения
6.1 Учебно-тематический план
Таблица 1
№ темы |
Наименования тем |
Всего часов |
Вид учебных занятий (в часах) |
|
Лекции |
Практические занятия |
|||
1. |
Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности |
1 |
1 |
- |
2. |
2 |
2 |
- |
|
3. |
6 |
4 |
2 |
|
4. |
Меры пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах |
2 |
2 |
- |
5. |
1 |
1 |
- |
|
6. |
3 |
- |
3 |
|
7. |
Зачет |
1 |
- |
1 |
Итого: |
16 часов |
12 |
4 |
6.2 Примерное содержание программы, структурированное по темам
Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности – 1 часа (лекция/заочно).
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Общие сведения о пожарах. ППР РФ Правила пожарной безопасности. Инструкции по пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность руководителей организации за соблюдением правил пожарной безопасности.
Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений и общеобразовательных школ – 2 часа (лекция/заочно).
Краткий анализ пожаров и загораний, произошедших в школах и дошкольных учреждениях. Примеры наиболее характерных пожаров. Создание в школах добровольных пожарных дружин, дружин юных пожарных, организация их работы. Примерное положение о дружине юных пожарных. Задачи лиц, ответственных за пожарную безопасность, вытекающие из требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ППР РФ.
Тема 3. Обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных учреждений основам пожаробезопасного поведения – всего 6 часов; 4 часа (лекция/заочно); 2 часа (практическое занятие/очно)
Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в общеобразовательных школах в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности. Организация класса, уголка пожарной безопасности. Практические занятия по поведению учащихся при возникновении пожара.
Тема 4. Меры пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах – 2 часа (лекция/заочно).
Краткий анализ основных причин пожаров и загораний. Меры пожарной безопасности при: эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Короткое замыкание, перегрузка, переходное сопротивление, искрение, их сущность, причины возникновения и способы предотвращения; хранения и обращения с огнеопасными жидкостями. Основные факторы, определяющие пожарную опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей: температура вспышки, самовоспламенение и воспламенение. Понятие о взрыве. Требования к местам хранения ЛВЖ и ГЖ. Противопожарный режим при приеме, выдаче и использовании огнеопасных жидкостей. Хранение и меры пожарной безопасности при пользовании химическими реактивами и щелочными металлами. Противопожарный режим в зданиях, на территориях, в лесу. Содержание эвакуационных путей, порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзей; расположение парт, столов, стульев в классах, кроватей в спальных комнатах. Содержание входов, выходов, холлов, коридоров, лестничных клеток. Содержание чердаков, подвальных помещений, учебно-производственных мастерских, кабинетов химии и физики. Разработка планов эвакуации. Инструктаж обслуживающего персонала. Порядок размещения детей в зданиях повышенной этажности и многоэтажных, при вызове их на дачи в период оздоровительного сезона; требования, предъявляемые к дачным помещениям. Содержание и эксплуатация местных приборов отопления, кухонных очагов и водонагревателей.
Назначение дежурных и сторожей в детских учреждениях, школах-интернатах. Обязанности дежурных и сторожей по соблюдению пожарной безопасности и в случае возникновения пожара. Их инструктаж. Требования пожарной безопасности при устройстве новогодних елок, организации кинопросмотров, вечеров и спектаклей. Требования к помещениям с массовым пребыванием людей. Ответственность за проведение массовых мероприятий, назначение и обязанности дежурных, правила установки и крепления елок.
Действия обслуживающего персонала, учащихся старших классов школ, школ-интернатов при возникновении пожара. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожаре.
Тема 5. Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения пожаров, действия при пожаре и вызов пожарной охраны – 1 час (лекция/заочно).
Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципе действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила их эксплуатации и использования для тушения пожаров.
Назначение подсобных средств для тушения пожара (песок, различные покрывала, ведра с водой и бочки, пожарный инвентарь), внутренних пожарных кранов. Правила их эксплуатации.
Нормы обеспечения дошкольных учреждений и школ средствами пожаротушения.
Тема 6. Практическое занятие – 3 часа (практическое занятие /очно).
Тренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара. Проверка действий учащихся общеобразовательных учреждений при возникновении пожара. Работа с огнетушителем.
Зачет – 1 час (практическое занятие/очно)
Проверка знаний пожарно-технического минимума.
ЛИТЕРАТУPА:
Основная литература:
- Черкасов В.Н., Зыков В.И. Пожарная безопасность электроустановок: Учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012.
- «Производственная и пожарная автоматика. Часть I. Производственная автоматика для предупреждения пожаров и взрывов». – М: Академия ГПС МЧС РФ, 2012.
- «Производственная и пожарная автоматика. Часть 2. Автоматическая пожарная сигнализация». – М: Академия ГПС МЧС РФ, 2015.
- «Производственная и пожарная автоматика. Часть II. «Автоматические установки пожаротушения». – М: Академия ГПС МЧС РФ, 2007.
- «Противопожарное водоснабжение: учебное пособие / А. С. Абрамов,П. П. Кокухин, Ю. И. Савченко. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009 – 204 с.
- Определение работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Лабораторная работа для слушателей заочного обучения–М.: АГПС МЧС, 2014
- Методические рекомендации от 04.09.2007 № 1-4-60-10-19 «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях».
Дополнительная литература:
- Баратов А.Н. Горение - Пожар - Взрыв - Безопасность. М., 2003
- Безбородько, М.Д. Пожарная техника: учебник / М.Д. Безбородько и др. - М., 2013.
- Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч.1. - -М. ВАСОТ 2007
- Долин П.А. Ликвидация чрезвычайной ситуации.М., Энергоиздат, 2006
- Кимстач И.Ф. Пожарная практика М.: Дело. 2006
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М.: изд-во ИЦ «Россия молодая» - Экология. 2004
- Фёдоров А.В. и др. Системы и технические средства раннего обнаружения пожара: Монография.– М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 155 с.
- Черкасов В.Н., Харламенков А.С. Пожарно-техническая экспертиза электротехнической части проекта. Учебное пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2016.
- Членов А.Н. и др. Раннее обнаружение пожара на промышленных объектах: Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. – 131 с.
- Пожарная безопасность. Научно-технический журнал.
- Пожаро-взрывобезопасность. Научно-технический журнал
Справочная литература:
- НСИС ПБ. Национальная справочно-информационная служба в области пожар ной безопасности. ВНИИПО МЧС России. Текущий год издания
- Корольченко А.Я., Корольченко Д. А.., Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов и средства их тушения» Справочник: в 2-х частях, М : Асс. « Пожнаука», 2004.
- Пожары и пожарная безопасность в 2015 году: Статистический сборник. Под общей редакцией А.В. Матюшина. – М.: ВНИИПО, 2016, - 124 с.
- НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятия. Общие требования»
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010г.
Перечень нормативных актов для самостоятельной работы обучающихся
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
- Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях // Федеральный закон от 30.12.2005 № 195-ФЗ.
- Уголовный кодекс Российской Федерации //Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
- Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).
- Свод правил 9.13130.2009. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации.
- СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
- ГОСТ Р 51057-2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытания.
- ГОСТ Р 51017-2009 Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытания.
- ГОСТ Р 53278-2009 Техника пожарная. Клапаны пожарные запорные. Общие технические требования. Методы испытаний
- ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
- ППР. Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
- СП 3.13130.2009.Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности.
- СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
- ГОСТ Р 53325 - 2012. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний.
- Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 (ред. от 21.06.2012) «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».
- Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
- Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
- Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
7. Фонд оценочных средств для проведения итоговой аттестации обучающихся по программе
7.1. Перечень вопросов для подготовки к итоговой аттестации
- Система обеспечения пожарной безопасности это…
- Что относится к функциям системы обеспечения пожарной безопасности?
- Требования пожарной безопасности это …
- За какие противоправные деяния в области пожарной безопасности предусматривается административная ответственность?
- Можно-ли снимать двери в проемах лестничных клеток?
- Можно-ли размещать кладовые и иные складские помещения в лифтовых холлах?
- Можно-ли размещать кладовые и иные складские помещения в лестничных клетках?
- Какую величину не должна превышать вероятность возникновения пожара в электрооборудовании?
- Назовите основную причину возникновения короткого замыкания?
- Какое явление в электрических сетях называют токовой перегрузкой?
- В каких местах электрической сети могут возникать повышенные переходные сопротивления контактных соединений
- Какие виды аппаратов защиты применяются для обеспечения пожарной безопасности электрических сетей?
- Назначение и классификация первичных средств тушения пожара.
- Назначение огнетушителей. Области их применения.
- Классификация огнетушителей по виду применяемых огнетушащих веществ. Область применения.
- Особенности устройства огнетушителей переносных углекислотных. Общая их характеристика.
- Порошковые огнетушители. Классификация. Особенности устройства, область применения.
- Огнетушители воздушно-пенные. Классификация.
- Огнетушители водные. Особенности их конструкций. Области применения.
- Рекомендации по применению огнетушителей при тушении пожаров различных классов.
- Рекомендации по размещению огнетушителей на защищаемых объектах.
- Техническое обслуживание огнетушителей. Объем работ и периодичность проведения.
- Автоматическое управление СОУЭ - это приведение в действие СОУЭ
- Общие основные требования к безопасности управления и
- Назовите согласно правил устройства электроустановок (ПУЭ) пожароопасные зоны.
7.2 Типовые контрольные задания или иные материалы
Типовое задание для проведения итоговой аттестации (зачета в форме тестирования):
Таблица 2
№ п/п |
Типовое содержание вопроса |
Варианты ответа |
Правильный ответ |
1. |
Автоматическое управление СОУЭ - это приведение в действие СОУЭ: |
1) командным сигналом от АПС или УПТ |
1 |
2) командным сигналом от оператора |
|||
3) командным сигналом от производственной автоматики |
7.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценивание результатов обучения при проведении итоговой аттестации (зачета в форме тестирования):
«Зачтено» - набрано 75 и более баллов.
«Не зачтено» - набрано менее 75 баллов.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения программы
- http://academygps.ru/
- Справочная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/
- Информационно-правовая система ГАРАНТ: http://garant.ru/
- Бесплатная библиотека документов: http://norm-load.ru/
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/)
- Интернет ресурс regnum.ru/news/accidents/766665.html
9. Методические указания для обучающихся по освоению программы
Для достижения цели программы обучения пожарно-техническому минимуму, возможно при условии выполнения обучающимся следующих действий:
ведение конспекта изучаемой темы с сопровождением примерами из собственной профессиональной деятельности;
подготовка к теме лекции по рекомендованному списку литературы;
просматривание записей предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала;
поиск ответов на вопросы, которые остались не до конца понятыми по предложенному списку литературы.
Результаты учебной деятельности зависят от уровня самостоятельной работы обучающегося, который определяется личной подготовленностью к этому труду, желанием заниматься самостоятельно и возможностями реализации этого желания. Именно поэтому на освоение программы необходимо уделять не менее трех часов в день и закреплять изученный материал ответами на вопросы для самопроверки. Самостоятельная учебная деятельность является определяющим условием в достижении высоких результатов обучения.
10. Материально-техническое обеспечение программы
Таблица 3
Вид занятия |
Наименование оборудования |
Перечень программного обеспечения |
Лекция/заочно |
Компьютер, экспериментальный образец типовой системы дистанционного обучения руководящего состава, пожарных, спасателей и населения по вопросам предупреждения и тушения пожаров (СДО «Прометей»), либо его аналог |
ОС Microsoft Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 8.1, Windows 10, |
Практическое занятие/очно |
Мультимедийный проектор, экран, доска Огнетушитель порошковый ОП-5, пожарный кран. Модельный очаг пожара. |
ОС Microsoft Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Linux, Corel DRAW |