СОДЕРЖАНИЕ
- Действия персонала при возникновении пожара. порядок сообщения о пожаре и вызова пожарной охраны
- Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений
при пожаре
1. Действия персонала при возникновении пожара. порядок сообщения о пожаре и вызова пожарной охраны
Пунктом 71 Правил № 390, Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно -воспитательных учреждений установлен
Порядок действий в случае возникновения пожара
В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:
- немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
- задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
- известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;
- организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения
Отметим, что в соответствии ст. 22 комментируемого Закона указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.
При передаче сообщения о пожаре по телефону необходимо соблюдать следующие правила. Услышав ответ дежурного диспетчера пожарной охраны, следует сказать:
-передается сообщение о пожаре,
-назвать точный адрес — наименование улицы, номер дома, что горит и где.
-укажите (по возможности) место возникновения пожара, внешние признаки пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд;
-сообщить свою фамилию и, если есть, номер телефона.
2. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожаре
Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
- установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
- обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
- организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:
- подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;
- трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
- трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;
- размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;
- включением эвакуационных знаков безопасности;
- связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.
Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.
В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель учреждения должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.
В соответствии с положениями нормами ПБ тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) в зданиях и сооружениях
определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Предусмотрено пять типов СОУЭ в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик.
1) способы оповещения:
а) звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) - требуются;
б) световой:
- световые мигающие указатели - допускаются;
- световые оповещатели «Выход» - требуются;
2) статические указатели направления движения - допускаются.
Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений установлен порядок действий при проведении эвакуации:
- с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
- исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью воспитателям и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
- эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
- в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
- тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
- выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
- при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
- воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.
Согласно определениям, данным в п. 48 и 49 ст. 2 Федерального Закона № 123-ФЗ :
Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
В учреждениях в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников и обучающихся.
Для образовательных учреждений с ночным пребыванием детей (детские сады) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных учреждений ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
В зданиях запрещается: снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно - планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей.
Для детских дошкольных учреждений, спальных корпусов школ-интернатов и детских учреждений в соответствии Своду правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»: Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.
Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.
При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.
Если в помещении, на этаже, в здании должно быть два (или более) эвакуационных выхода, то их следует располагать рассредоточено, а не в одном месте. Поэтому, намечая свой маршрут эвакуации, человек практически всегда имеет, по крайней мере, два варианта возможной последовательности использования участков эвакуационных путей для достижения эвакуационного выхода и из помещения, и с этажа, и из здания.
Первый этап эвакуации.
Наметив свой маршрут движения, человек выходит на участок общего пути, по которому выбрали то же направление движения и другие люди, т. е. на этом участке формируется людской поток.
Такими участками в зрительных (актовых) залах являются проходы между рядами зрительских мест (рис.), в учебных кабинетах (группах) общие проходы между мебелью рабочих мест и т. п.
Рисунок 1. Маршрутизация движения людских потоков при эвакуации из зрительных залов с боковыми (продольными) проходами
Выйдя с участков формирования, людские потоки по магистральным (общим) проходам направляются к эвакуационным выходам из помещений.
Ширина дверей выходов из учебных помещений с расчетным числом учащихся более 15 чел. должна быть не менее 0,9 м.
Покинув помещение, человек заканчивает первый этап эвакуации.
Второй этап эвакуации
Выходя из помещений, люди приступают ко второму этапу эвакуации. Он может происходить по коридору, который из-за своей ширины ограничивает ширину потока, образующегося в нем из слияния людских потоков, выходящих из помещений.
Ширина пути движения по коридору практически равна ширине коридора, если двери выходящих в него помещений открываются во внутрь помещений, или равна ширине коридора, уменьшенной на половину ширины дверного полотна – при одностороннем расположении дверей и на ширину дверного полотна – при двустороннем расположении дверей.
Выходя в коридор, воспитатель выбирает маршрут движения группы детей. Если коридор свободен и эвакуационные выходы из него не заблокированы, то вероятнее всего, воспользоваться привычным, ежедневно используемым маршрутом – через ближайший эвакуационный выход.
Рисунок 2. Эвакуационные выходы из помещений первого этажа. Описание маршрута эвакуации из помещений первого этажа наружу
1 – непосредственно; 2 – через коридор; 3 – через вестибюль (фойе); 4 – через лестничную клетку; 5 – через коридор и вестибюль (фойе); 6 – через коридор и лестничную клетку; 7 – в соседнее помещение (кроме помещения категорий А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами
Рисунок 3. Эвакуационные выходы из помещений, расположенных на любых этажах, кроме первого. Описание маршрута эвакуации из помещений любого этажа, кроме первого
1 – непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; 2 – в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; 3 – в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3 -го типа; 4 – в соседнее помещение (кроме помещения категорий А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами
Расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений, а в детских дошкольных учреждениях - от выхода из групповой ячейки до выхода наружу или на лестничную клетку должно быть не более указанного в таблице. Вместимость помещений, выходящих в тупиковый коридор или холл, должна быть не более 80 чел.
Третий этап эвакуации
Третий этап эвакуации (для людей, находящихся на этажах выше первого) проходит по лестницам, открытым или размещенным в лестничных клетках.
Рекомендациями, основанными на антропометрическом анализе, установлено, что лестницы, используемые для движения вниз потоков взрослых людей, должны иметь поручни на высоте от 915 до 965 мм от края ступени, а расстояние между поручнями должно быть не более 1575 мм.
Для детских дошкольных учреждений в соответствии Своду правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»:
- число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов;
- лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями;
- наружные лестницы (или их части) и площадки высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здания в зависимости от назначения и местных условий должны иметь ограждения;
- уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2;
- ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м;
- промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
Ширину эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширину маршей лестниц следует устанавливать в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины выхода (двери) в зданиях классов пожарной опасности:
С0 |
не более 165 чел. |
С1 |
не более 115 чел. |
С2, С3 |
не более 80 чел. |
Выход людей из лестничной клетки или через вестибюль наружу, означает окончание третьего этапа эвакуации из здания. Но этот этап еще не является окончанием эвакуации, которая осуществляется для обеспечения безопасности людей при чрезвычайной эвакуации в здании.
Четвертый этап эвакуации.
Cбор эвакуированных в специально установленном месте. Людям необходимо еще удалиться от здания на расстояние, достаточное чтобы исключить возможное воздействие на них вторичных проявлений опасных факторов пожара – осколков,
частей разрушившихся конструкций, аппаратов и истекающих из них радиоактивных или токсичных веществ, или по пасть в укрытие, защищающее от них. Движение людей от здания по территории в безопасное место – четвертый этап эвакуации. По окончании эвакуации необходимо проверить наличие воспитанников по списочному составу.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
- устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
- устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
- применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
- остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
- заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
При расстановке технологического, выставочного и другого оборудования в помещениях должны быть обеспечены эвакуационные проходы к лестничным клеткам и другим путям эвакуации в соответствии с нормами проектирования.
Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода»), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. В зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах они могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- В соответствии с каким нормативным документом по пожарной безопасности осуществляется обучение мерам пожарной безопасности?
- Каким документом регламентирована периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Какой характер носит обучение обучающихся мерам пожарной безопасности?
- Периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций составляет?
- Какая информация может быть размещена на стендах уголка пожарной безопасности?
- Что является задачами проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Должен ли быть разработан план эвакуации для зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Кто должен сообщить об обнаружении пожара в здании дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации в пожарную охрану?
- Какую информацию необходимо сообщить в пожарную охрану при обнаружении пожара или признаков горения?
- Когда начинается процесс эвакуации при пожаре обучающихся и персонала из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Какие действия предпринимает персонал дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций по окончании процесса эвакуации при пожаре?
- Укажите последовательность действий персонала, воспитанников дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации при обнаружении пожара или признаков горения, которая состоит из следующих элементов: а) проверка наличия воспитанников, обучающихся, персонала дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации; б) сбор в заранее определенном месте; в) сигнал оповещения о пожаре; г) эвакуация
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». - «Российская газета», № 3, 05.01.1995;
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме». - «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2415;
- Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 года № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». - «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 31.03.2008;
- СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути.