СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Первичное обучение детей основам пожаробезопасного поведения
1.2 Организация обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях
1.6 Результаты обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях
3. Организация класса, уголка пожарной безопасности
К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится обучение населения мерам пожарной безопасности (ст. 3 [1]).
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация обучения населения мерам пожарной безопасности (ст. 18 [1]).
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
В образовательных организациях осуществляется обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных (ст. 25 [1]).
Обучение лиц мерам пожарной безопасности персонала осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, порядок и сроки которых определяются руководителем организации [2]. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности [2].
Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора [3].
Вопрос обучения мерам пожарной безопасности и действиям персонала, воспитанников и обучающихся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций является актуальным.
В основе обучения мерам пожарной безопасности лежит представление о природе возникновения и развития пожаров в зданиях и на открытой местности, а также о деятельности по обеспечению пожарной безопасности, учитывающей природу пожаров. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности включает в себя предотвращение пожаров, противопожарную защиту объектов, организационно-технические мероприятия.
При этом учитываются психофизиологические и возрастные особенности обучающихся, особенности их жизнедеятельности (профессиональной, учебной и т. п.), характер складывающихся жизненных ситуаций.
С учетом вышеизложенного разрабатываются алгоритмы поведения, которые формируются и закрепляются в процессе практического обучения.
1. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения
В практике воспитания детей в семье часто недооценивается опасность детской шалости с огнем, приводящая нередко к пожару и гибели самих малышей. Естественная тяга детей к огню не должна выпадать из поля зрения родителей, которые первыми обязаны рассказать малышам о силе вышедшего из повиновения огня, о тех неисчислимых бедах, которые он может принести, если неумело и неосторожно обращаться с ним. К сожалению, взрослые этого не делают. Более того, они порой потакают малышам, создают условия для игр и забав со спичками, не отдавая себе отчета в том, как опасны эти игры. Ведь благодаря научно-техническому прогрессу в промышленности, в строительстве, в быту появились тысячи новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью химии и физики. В огромных количествах широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах. В силу всего этого возможности возникновения пожаров в наше время неизмеримо выросли. Буквально в каждом доме можно найти массу электроприборов — холодильники, телевизоры, радиоприемники, утюги, электронагреватели и многое другое. Привычная газовая плита также может стать источником беды. К сожалению, не только дети, но и взрослые в основном имеют весьма смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих их в своем жилище: мебель, покрытая нитролаком, диван на поролоновой основе, отделка помещений полимерными материалами, изделия из синтетики и пластмасс — все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя опасный для здоровья и жизни человека дым. И в большинстве случаев люди, а особенно дети, гибнут на пожарах не от высокой температуры, а от выделяемого дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей. Поэтому, оставляя дома малолетнего ребенка без присмотра взрослых, родители вообще подвергают его опасности, которая становится просто неизбежной, если в детские ручонки попадают спички, зажигалка или иные источники огня. Следует учитывать, что дети дошкольного возраста отличаются чрезмерной восприимчивостью. Все, что они видят, становится предметом их внимания, они стараются подражать родителям в обращении с вещами, применяемыми повседневно. Но у детей нет опыта, способствующего пониманию опасности того или иного действия, отсутствуют навыки обращения с предметами. У них отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно стараются спрятаться, не пытаясь бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко. Типичный пример: зажигая спички, ребенок любуется играющим пламенем огонька, пока тот не начнет «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она надает на покрытие на полу, диван, постель. Температура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей из древесины, хлопка, синтетики. Ребенок же не в состоянии потушить пожар и старается спрятаться, чем усугубляет создавшееся опасное положение и практически не оставляет себе шанса выжить. Если же виновника пожара удается спасти, то чаще всего в таких случаях дети говорят, что сделали это «нечаянно». Действительно, они еще не могут представить последствий своих действий. Родители же объясняют случившееся тем, что в тот день они не были рядом с детьми, не могли остановить их. А ведь суть воспитания не в том, чтобы держать ребенка всегда за руку и постоянно одергивать его. Он должен усвоить простейшую истину об опасности игр с огнем. Это даст возможность избежать возникновения многих пожаров от детской шалости.
В настоящее время гибель детей на пожарах — явление нередкое. Очень часто они становятся и виновниками пожаров, и их жертвами. За редким исключением дети в момент возникновения пожара находились без присмотра взрослых. Причем практически с первых лет жизни.
1.1 Первичное обучение детей основам пожаробезопасного поведения
В сущности, ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныш животных. Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня. Взросление постепенно «вводит» ребенка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные правила пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок начинает общаться, принимать участие в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной деятельности. Любой из указанных видов деятельности может быть успешно использован для обучения правилам пожарной безопасности. Начинать целесообразно с чтения детской литературы типа противопожарной направленности, затем элементы пожарной безопасности вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка, используя пожарную тематику на занятиях по рисованию или во время спортивных занятий.
Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициативы и бесчисленное количество ее вариантов при внесении элементов пожарной безопасности. Для малолетних детей игра — это связь с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Разнообразные по содержанию и форме игры с учетом опыта взрослых вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Взрослый, создавая «картинки жизни», вначале подсказывает, а затем и подталкивает ребенка к действиям в определенной ситуации с учетом возраста. Например, мама не выключила утюг. Младшие дошкольники должны лишь подсказать взрослым об этом. Дети постарше уже могут сами выдернуть шнур утюга из розетки, если научить их, как правильно это сделать, за что можно браться руками и какую опасность может таить в себе это казалось бы безопасное приспособление на стене. Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются наиболее продуктивными для получения и усвоения жизненно важной информации. Ребенок как бы неустанно адаптируется в этом мире. Невероятно быстрыми темпами у него идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей усвоение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков и в отношении пожарной безопасности. Тем более, что в последнее время возникла острая необходимость для проведения систематической работы с детьми по предупреждению пожаров. Поэтому наибольшую эффективность эта работа даст в дошкольных образовательных организациях, где она должна проводиться планомерно и неразрывно с воспитательным процессом.
1.2 Организация обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях
Из многочисленных функций воспитателя детского сада в числе первостепенных отмечается охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста. К сожалению, в последние годы эта функция стала рассматриваться односторонне — только как их медицинское обслуживание и гигиеническое воспитание. В то же время, в связи с нестабильностью экономики, сказывающейся более всего на детях, возникла острая необходимость привития детям навыков собственной безопасности и в первую очередь пожарной. Поэтому элементы этих навыков должны присутствовать при обеспечении в дошкольных образовательных организациях как воспитательной, так и обучающей функции. Задачи воспитателя — ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребенка необходимыми знаниями, сформировать их основу, фундамент с учетом возраста. В дошкольные годы ребенок каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослых идет бессистемно: поверхностно, ошибочно, болезненно. И лучше, если это руководство осуществляется с участием профессионалов, то есть, если ребенок посещает дошкольную образовательную организацию, где он не только получает разностороннее познание окружающего мира, но и обменивается полученными знаниями со сверстниками.
Кроме того, в садиках имеются специально оборудованные помещения различного типа и возможность организации встреч с пожарными, детскими писателями и т. д. Все это расширяет кругозор ребенка, в том числе и в плане личной безопасности. Противопожарная разъяснительная работа среди детей должна проводиться в непрерывной связи с общим учебно-воспитательным процессом воспитателями и методистами. При работе с детьми необходимо максимально использовать различные средства обучения (рисунки, альбомы, кинофильмы, фотографии и т. д.). Рекомендуется практиковать проведение бесед, игр, широко использовать литературный материал. Интересным будет для детей старших групп и посещение пожарно-технической выставки.
1.3 Обучение детей основам пожаробезопасного поведения в младших группах дошкольных образовательных организаций
В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий. У них формируется способность сознательного запоминания, если в годик малышам достаточно кратких подсказок типа: «нельзя», «больно», произнесенных с соответствующей интонацией, по которой они определяют смысл новых для них слов, то после 2-х лет им уже будет необходимо конкретное объяснение для понимания явлений, выделение существенного и несущественного. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью. Немаловажным фактором является и то, что у двухлетних детей еще не достаточный словарный запас, чтобы расспросить взрослых о привлекшем внимание предмете. А в 3—4 года они уже просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички — ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение.
Значительные результаты в этой работе достигаются и при помощи детской литературы. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница», прочитав которое, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для указанного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. При имеющейся возможности следует организовать просмотр детьми этого мультфильма с дополнительными комментариями.
1.4 Обучение основам пожаробезопасного поведения в средних группах дошкольных образовательных организаций
В этом возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возраста игра — специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера. Например, пожарная машинка или слоник-пожарный расскажет, как он устал, пока тушил пожар, возникший по вине капризного ребенка. С удовольствием включатся дети и в игру вопросов и ответов на пожарную тематику, когда надо отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», но отвечать надо не на все предлагаемые вопросы. Например:
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим»?
- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире позвонит по «04»?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
- Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?
Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.
К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.
1.5 Обучение основам пожаробезопасного поведения в старших группах дошкольных образовательных организаций
На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.
На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный — выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01», «112» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные мотивы. Положительное влияние на развитие познавательных интересов оказывает использование в работе с дошкольниками элементов поисковой деятельности, бесед эвристического характера, элементов проблемного обучения, дающих возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира, те его свойства, которые должны быть усвоены. Важное значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы — желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок — черный бок» И. Демьянова.
Внимания к себе в старших группах требуют и активные дети, «лидеры». Необходимо следить, чтобы у таких детей не развивалось зазнайство, высокомерие, желание командовать во что бы то ни стало, стремление унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки уважают их сверстники, на чем построен их авторитет. Иногда в качестве «звезды» в группе может выступать и маленький деспот, общительный, активный, порой с организаторскими задатками. Немало изобретательности, тактичности и терпения требует работа с такими детьми. Но опять-таки наилучших результатов можно достичь, сделав в игре его капитаном среди моряков, когда на море шторм, командиром экипажа, когда самолет не может совершить посадку из-за тумана, или руководителем тушения пожара, когда он должен не только спасти судно, посадить самолет, потушить пожар, но и заботиться о других, быть готовым при необходимости прийти им на помощь. Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные — вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми. К тому же эта работа должна проводиться с учетом внутрисемейных отношений. Так, в неблагополучной семье ребенку приходиться много проблем решать самому. Он часто предоставлен самому себе, поэтому в индивидуальной работе с ним воспитатель может чаще, чем с другими детьми, вносить в игру элементы пожарной безопасности в быту. Если в 6—7 лет ребенок уже сам разогревает себе еду или пользуется электрообогревателем, то попросить перед детьми рассказать, что он предпринимает, чтобы не допустить пожара, и обязательно похвалить ребенка за правильные действия. Кроме того, в семьях часто старшие дети присматривают за младшими, а поэтому не лишним будет воспитателю напомнить о необходимости старших следить за безопасностью младших и запрещать им брать спички.
Работа воспитателя с родителями не должна сводиться только к реализации педагогического просвещения. Она включает в себя и изучение семейной микросреды ребенка, установление контакта с родителями, близкими родственниками с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка и создания благоприятного микроклимата для его психологического развития и привития навыков безопасной жизнедеятельности. Поэтому в работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.
1.6 Результаты обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях
Из рассмотренного выше видно, что в современных условиях, опираясь на эмпирический опыт и данные возрастной психологии, а также исходя из реальных потребностей обеспечения пожарной безопасности детей, требования для каждого из циклов дошкольного обучения можно сформулировать следующим образом:
Воспитанник должен знать, осознавать:
- опасность огня и разрушительные последствия его воздействия на здания, людей, животных;
- какие предметы представляют наибольшую «огненную» опасность и то, что эти предметы он не должен трогать, играть с ними и т. п.;
- работу профессиональных пожарных.
Воспитанник должен уметь:
- сообщить взрослым о пожаре;
- действовать в случае появления огня и дыма (не прятаться в укромные места, выйти из квартиры, сообщить взрослым и т. п.).
К завершению дошкольного возраста ребенок должен усвоить противопожарные навыки, приобрести чувство уверенности в обхождении с источниками открытого огня и электрическими приборами, знать, что шалость с огнем опасна и что надо делать в случае возникновения пожара.
Следует отметить, что внесение в воспитательные и обучающие функции вопросов пожарной безопасности в быту не только расширяет общеобразовательный уровень ребенка, но и разнообразит работу воспитателей, помогает привить детям навыки безопасности, а также оказывает огромную помощь в формировании личности, направлении детской энергии и фантазии на спасающие, а не разрушающие функции. Ведь детство, как отмечал В.А. Сухомлинский, «важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Следует лишь добавить, что привитие детям даже самых простейших правил пожарной безопасности может спасти их от страшной гибели в огне.
2. Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности
Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных, демонстрируемый педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
В процессе обучения мерам и правилам пожарной безопасности в детских дошкольных организациях и общеобразовательных организациях может быть использован следующий дидактический материал:
- элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;
- первичные средства пожаротушения;
- средства индивидуальной защиты;
- пожарно-спасательное оборудование;
- дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, раскраски, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).
3. Организация класса, уголка пожарной безопасности
Одна из самых часто встречающихся чрезвычайных ситуаций это пожар. Как правило, в экстремальных условиях люди теряют способность адекватно реагировать на происходящее. Поэтому, во избежание трагедии, необходимо заранее информировать людей о действиях во время пожара. Эта информация должна быть наглядна, доступна и легко запоминаться. С этой целью в дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации могут быть созданы классы, уголки пожарной безопасности. При этом их создание и функциональное наполнение не регламентируется нормативными правовыми актами и нормативными документами.
В классе пожарной безопасности могут быть размещены:
- элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;
- первичные средства пожаротушения;
- средства индивидуальной защиты;
- пожарно-спасательное оборудование;
- дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, листовки, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).
Один из эффективных методов достижения цели информирования людей о действиях во время пожара - оформление и размещение на видном месте с хорошей проходимостью уголка пожарной безопасности.
Существует многообразие типов, видов, вариантов оформления уголков пожарной безопасности, методов их печати, способов размещения (напольный, настенный, мобильный).
Уголок пожарной безопасности должен отражать специфику деятельности организации и может содержать как методический, так и раздаточный материал.
На стендах уголка пожарной безопасности может быть представлена следующая информация: план эвакуации, инструкции о мерах пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, порядок действий при пожаре, требования пожарной безопасности, инструкции по использованию первичных средств пожаротушения, знаки пожарной безопасности и т.п.
Примеры оформления уголка пожарной безопасности представлены на рисунках 1 – 3.
Рис. 1. Пример оформления уголка пожарной безопасности
Рис. 2. Пример оформления уголка пожарной безопасности
Рис. 3. Пример оформления уголка пожарной безопасности
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- В соответствии с каким нормативным документом по пожарной безопасности осуществляется обучение мерам пожарной безопасности?
- Каким документом регламентирована периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Кто осуществляет контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций в соответствии с Приказом МЧС России от 12.12.2007 года № 645?
- Какой характер носит обучение обучающихся мерам пожарной безопасности?
- Периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций составляет?
- Какая информация может быть размещена на стендах уголка пожарной безопасности?
- Что является задачами проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Должен ли быть разработан план эвакуации для зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Кто должен сообщить об обнаружении пожара в здании дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации в пожарную охрану?
- Какую информацию необходимо сообщить в пожарную охрану при обнаружении пожара или признаков горения?
- Когда начинается процесс эвакуации при пожаре обучающихся и персонала из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
- Какие действия предпринимает персонал дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций по окончании процесса эвакуации при пожаре?
- Что учитывается при проведении обучения мерам пожарной безопасности?
- Что является основой обучения мерам пожарной безопасности?
- Укажите последовательность действий персонала, воспитанников и обучающихся дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации при обнаружении пожара или признаков горения, которая состоит из следующих элементов: а) проверка наличия воспитанников, обучающихся, персонала дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации; б) сбор в заранее определенном месте; в) сигнал оповещения о пожаре; г) эвакуация
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». - «Российская газета», № 3, 05.01.1995;
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме». - «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2415;
- Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 года № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». - «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 31.03.2008;
- Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. (Утв. МЧС России 20.06.2014). Документ опубликован не был;
- Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. (Утв. МЧС РФ). – «Библиотека инженера по охране труда», №N 1 - 2, 2007;
- Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (Утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 года № 1-4-60-10-19);
- Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства. ч. 3. Организационно-технические мероприятия. Под общ. ред. В.И. Козлачкова. – Минск: «ФОИКС», 1998. - 317 с;
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Избр. пед. соч.: в 3-х т. - М., 1979, т. 1, с. 33.
- Интернет-ресурс http://ddt2mariinsk.ucoz.ru/index/pozharnajabezopas nost/0-16;
- Интернет-ресурс http://www.profi-ra.ru/agit/stend1/;
- Интернет-ресурс http://marina-tcherepanina.narod.ru/index/0-4.