Справедливо говорят: лишних знаний не бывает. С детства запомнился мне Шереметевский дворец в Останкино. Потом, уже в студенческие годы узнал о существовании Шереметевского Странноприимного дома – ныне исторического здания НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. В середине 90-х на русском кладбище «Сент-Женевьев-де-Буа» в южном предместье Парижа среди могил известных и неизвестных наших соотечественников своими глазами удалось мне увидеть место, где нашел последнее пристанище едва ли не самый главный пожарный деятель России конца XIX начала XX веков граф Александр Дмитриевич Шереметьев. Уже позднее появилась потребность узнать об этой исторической личности подробнее.
Создатель и первый председатель Главного совета Соединенного Российского пожарного общества (СРПО) после 1918 г. на протяжении 10 лет жил на своей даче в п. Тюрисевя в независимой Финляндии. Затем переехал в Париж, где и скончался в 1931г.
В наиболее полных списках захоронений на знаменитом французском кладбище видный историк-генеалог Иван Иванович Грезин приводит полтора десятка фамилий, так или иначе принадлежащих роду Шереметевых. Открывает этот список именно граф Александр Дмитриевич Шереметев (источник - https://booksee.org/book/592914)
Иван Иванович Грезин. Дипломированный историк, известный специалист по биографическому и генеалогическому поиску с большим опытом работы в архивах различных европейских стран, в частности, Швейцарии, Франции, Германии, Италии, Великобритании, Бельгии, Австрии, Швеции.
Родовые корни
Всезнающая ВИКИПЕДИЯ представляет Шереме́тевых одним из виднейших боярских родов царства Русского и Российской империи. Именно к этому роду и принадлежал воевода, генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев, первым в России пожалованный (в 1706 году) титулом графа. Сподвижник Петра Великого, он поднялся, как теперь принято говорить, «до самого верха».
Брак сына Б. П. Шереметева с наследницей князей Черкасских положил начало колоссальному «шереметевскому состоянию».
Один из первых его обладателей, граф Н. П. Шереметев, остался в русской истории как меценат, построивший и украсивший подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, а также основавший Странноприимный дом. В Петербурге Шереметевым принадлежал Фонтанный дом.
Надо сказать, что сама история рода Шереметевых во многом объясняет необычность характера нашего героя – Александра Дмитриевича Шереметева. Чего, например, стоила одна только история, предшествующая его появлению на свет. Источник Woman.ru называет ее «Самой трогательной историей любви 18 века».
Случилось так, что Николай Петрович Шереметев безумно влюбился в Пашу, дочку искусного крепостного кузнеца Ивана Ковалева. Влюбился так, что рискуя потерять расположение к себе не только царствующих особ, но и вообще свое общественное положение, тайно с ней обвенчался.
НАША СПРАВКА
Шестилетнюю Пашу Ковалеву отдали на воспитание в усадьбу Кусково. Здесь будущая звезда музыкального театра Шереметевых росла под присмотром Марфы Михайловны Долгорукой. Столь стремительная перемена в судьбе Прасковьи произошла благодаря ее великолепному, берущему за душу, завораживающему голосу.
По тем временам Николай Петрович задумал невиданное — женитьбу на крепостной. А Прасковье тоже жилось очень тяжело — высшее общество о девке Шереметева, пусть даже трижды гениальной, и слышать не хотело, а деревенские ее открыто ненавидели.
Павел I не хотел давать разрешения на этот брак. Тогда, согласно одному из преданий, Шереметев решил действовать хитростью. Он пригласил государя к себе в гости — послушать хор крепостных в Фонтанном дворце, в котором пела Паша. Павла I был настолько потрясен, что разрешил графу жениться. По другой версии, граф все-таки действовал тайком, ибо был уверен в отказе царя. В декабре 1798 года Николай Петрович дал вольную Прасковье и ее семье.
6 ноября 1801 года, через 17 лет (!) после начала романа, в московском храме Симеона Столпника на Поварской, Шереметев и Жемчугова тайно обвенчались, в присутствии двух обязательных свидетелей.
Сказочная история была, как и положено, драматичной…Сырой столичный климат подкосил актрису, у которой начала развиваться чахотка, петь ей запретили. Жемчуговой становилось все хуже — но, кажется, Господь решил вознаградить пару за проявленную стойкость и простить за жизнь в грехе. Прасковья забеременела, беременность была тяжелой, но и будущая мать, и отец ребенка, мечтавший о наследнике, были вне себя от счастья. Именно в это время крепостной художник Шереметева — Иван Аргунов — напишет знаменитый портрет Жемчуговой в полосатом капоте.
Впрочем, портреты — это далеко не все, что осталось потомкам после смерти Прасковьи в 1803 году: актриса умерла через 20 дней после того, как родила сына Дмитрия. Так появился на свет отец нашего героя.
Родительский дом
Всего на шесть лет пережил свою возлюбленную Николай Петрович Шереметев. В 1809 году он скончался. Опекуны, согласно последней воле покойного, назначили маленькому Мите учителей. Граф получил прекрасное образование.
Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева 1804г.
В 1819 году в Санкт-Петербурге графа представили императору Александру I. В семнадцать лет он был пожалован в камер-пажи.
Достигнув совершеннолетия, в 1823 году Д.Н. Шереметев поступил в Кавалергардский полк, где служили, по традиции, почти все представители рода Шереметевых. Принимал участие в подавлении польского восстания (1830-31). Николай I пожаловал ему чин камергера, а Александр II - гофмейстера. Но придворная карьера не привлекала молодого графа.
Портрет графа Д.Н. Шереметева
В 1849 Дмитрий Николаевич вышел в отставку, занимался благотворительной деятельностью, которую считал своим призванием. Выполняя волю отца, с 1824 года и до самой смерти, он был попечителем Странноприимного дома, оказывал значительную материальную помощь церквам и монастырям, Петербургскому университету, различным гимназиям и приютам.
Странноприи́мный дом — устаревшее обозначение богадельни, больницы-приюта для нищих и калек. Наиболее известна под этим названием Шереметевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве, на базе которой в 1923 году был организован Институт неотложной помощи имени Склифосовского. Богоугодное заведение рассчитывалось на 100 человек обоего пола и бесплатной больницы на 50 коек.
Обладая безупречным музыкальным вкусом и слухом, граф Д.Н.Шереметев особую любовь питал к музыке. В его доме постоянно устраивались вечера, на которые приглашались знаменитые исполнители и композиторы: Берлиоз, Лист, Глинка, певицы Виардо, Зонтаг и многие другие. Широкой известностью пользовалась хоровая капелла гр. Шереметева под руководством талантливого крепостного музыканта и композитора С.А. Дегтерева, а затем - Г.Я. Ломакина.
Материальную поддержку находили и художники. В Фонтанном доме графа Орест Кипренский устроил мастерскую, где в 1824 г. написал портрет хозяина, Д.Н. Шереметева в кавалергардском мундире на фоне парадной анфилады дома. Здесь же в 1827 году им был написан и знаменитый портрет А.С.Пушкина.
О семейной жизни графа известно, что в 1837 году он женился на Анне Сергеевне Шереметевой (1810-1849), своей дальней родственнице, фрейлине императрицы Александры Федоровны. От этого брака остался младший сын Сергей (1844-1918), старший – Николай – умер в возрасте 4 лет. В 1849 году Дмитрий Николаевич овдовел: Анна Сергеевна скоропостижно скончалась в Кускове. Восемь лет спустя граф женился второй раз. От Александры Григорьевны Мельниковой (1825-1874) и родился наш герой - сын Александр. Был от этого брака и второй ребенок - дочь Екатерина, умершая во младенчестве.
Продолжатель традиций
Итак, граф Александр Дмитриевич Шереметев, потомок древнего боярского рода, внук Николая Шереметева и певицы Прасковьи Жемчуговой родился 27 февраля 1859 в Санкт-Петербурге. Как и было положено графскому отпрыску, получил Александр прекрасное домашнее образование. А потом окончил Пажеский Его Императорского Величества корпус.
Карьера графа развивалась строго в соответствии с положением рода Шереметевых. В первой ее части Александр шел практически по тому же пути, что и его старший брат Сергей Дмитриевич (сын Д.Н. Шереметева от первого брака). Разница между ними была в 15 лет. А потому Сергею выпала иная доля. Он был назначен адъютантом к наследнику престола, будущему императору Александру III. С 1874 в звании полковника, участвовал вместе с цесаревичем в русско-турецкой войне 1877-1878 и был награждён орденом Св.Владимира 3-й степени с мечами. Вне государственной службы Сергея больше интересовали история и сохранение родовых традиций.
Александр, в отличие от брата, начинал с более низких позиций: 1889-1894 гг. был адъютант главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, в 1894 г. шталмейстер двора, с 1899 г. офицер для особых поручений при Военном министерстве. Флигель-адъютант (1902). Генерал-майор свиты (1909).
Генетику не обманешь, и вполне естественно, что от деда с бабкой, да отца унаследовал он страстную любовь к музыке, искусству. Недюжинные способности позволяли ему быстро осваивать любое дело. Учился музыке у Теодора Лешетицкого (фортепиано), Ивана Мельникова (вокал), Василия Вурма (корнет-а-пистон). В 1882 г. основал частный оркестр, который с 1898 г. начал давать «народные» (общедоступные) симфонические концерты.
В 1908 году пожертвовал 20 000 рублей на учреждение стипендий имени Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В 1910-1916 гг. возглавлял в Санкт-Петербурге Музыкально-историческое общество, концерты которого составляли заметное дополнение к музыкальной жизни российской столицы. Оркестр общества, в частности, познакомил публику с произведениями таких композиторов, как Ян Сибелиус и Иоган Штраус, а 21 декабря 1913 (3 января 1914) в обществе по инициативе Шереметева была представлена российская премьера оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» с приглашённой из Парижа Фелией Литвин в партии Кундри.
По инициативе Шереметева в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. В 1901-1917 гг. начальник Придворной певческой капеллы.
И все-таки главным в своей жизни граф считал пожарное дело. Одна, но пламенная страсть преследовала его с юности.