Игры с огнем. Уроки для всех

Игры с огнем. Уроки для всех

img

Все меньше и меньше дней остается до начала учебного года. В школах и других образовательных учреждениях завершаются проверки противопожарного состояния. В самом начале учебного года во всех учебных заведениях пройдут учения, где педагоги и администрация  будут отрабатывать навыки действия в условиях ЧС. Из года в год в учебных заведениях проводится огромная работа по профилактике пожаров среди детей и подростков. А началась эта работа более 100 лет назад, в самом начале 20-го века.

Представление о том, что воспитывать ответственное отношение к огню, прививать навыки борьбы с огненной стихий, а самое главное – обучать элементарным противопожарным правилам необходимо с раннего детства - сложилось далеко не сегодня. Еще в июле 1910г. на VI съезде членов Императорского Российского пожарного общества (ИРПО) в прибалтийском  городе Риге делегаты съезда поддержали идею обучения детей пожарному делу и создания детских пожарных «потешных» отрядов, учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах. По общему мнению делегатов съезда, детские пожарные отряды, являясь кадрами для добровольных дружин «в борьбе с горючестью русских городов, должны сыграть немаловажную роль…».

Вскоре вопрос о детских добровольных пожарных командах начал решаться уже на высшем правительственном уровне.

6 июня 1911г. на заседании Совета Министров Росси обсуждались требования к деятельности «потешных» отрядов для подготовки молодежи к военной и пожарной службе вне учебных заведений. Право формировать такие отряды получали военные чины, состоявшие на службе и в запасе, а также добровольные пожарные дружины или общества, действовавшие на основании Устава.

Наша справка
Инициатива по созданию «потешных» отрядов принадлежала лично императору Николаю II. 8 января 1908 года им было дано указание: «Завести в деревнях обучение детей в школах военному строю и гимнастике запасными унтер-офицерами за умеренную плату». «Потешными» этих детей назвали в память о «потешных полках» юного царя Петра, положивших начало Императорской гвардии.
Первый «потешный отряд» был организован инспектором народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Луцкевичем. В мае 1910 года отряд был с успехом представлен на Высочайшем смотре, после чего подобные отряды стали появляться один за другим. И не только в деревнях, но и в городах. Уже через год в них насчитывалось более шести тысяч детей. Ребята в таких отрядах с согласия родителей обучались членами добровольных пожарных обществ приемам самоспасения, тушения огня, работы с лестницей и веревкой, установки пожарного рукава, а также правилам осторожного обращения с огнем и оказанию первой медицинской помощи. Требований к кандидатам на обучение не предъявлялось почти никаких, за исключением ограничений по здоровью.

Детский пожарный «потешный» отряд на Высочайшем смотре 1910 года.

Следующим этапом в развитии детского пожарного добровольчества в России стала разработка положения о детских учебных пожарных отрядах. С этой целью по воле почетного председателя ИРПО Великой княгини Марии Павловны была создана специальная комиссия, в состав которой вошел и представитель военного ведомства.

Наша справка
Мария Павловна (Михень) Старшая (1854 - 1920) - Великая княгиня, вдова Великого князя Владимира Александровича (1847 - 1909), урожденная принцесса Мекленбург-Шверинская.
26 апреля 1909 г. была утверждена Государем Императором Августейшим председателем Императорского Российского пожарного общества (ИРПО). К этому моменту Мария Павловна уже много лет являлась покровителем Белостокского пожарного общества, являлась организатором и покровителем Всероссийской передвижной пожарной выставки, 14 лет состояла Почетным членом ИРПО и всех его съездов. Председательствуя на Пожарном съезде в г. Риге, Мария Павловна заявила о своем желании широкого реформирования пожарного дела и пополнении «охотников» этого дела. При поддержке Марии Павловны в 1912 г. был созван Международный пожарный конгресс, в работе которого приняло участие 1438 человек.
Во время военных событий Мария Павловна не оставляла своим вниманием пожарный вопрос. Великая Княгиня посещала пожарные части, несколько раз приезжала на столичные Курсы пожарных техников.

Согласно разработанной инструкции в «потешный» пожарный отряд принимали мальчиков от 10 до 17 лет по словесному заявлению и с письменного разрешения родителей. Перед зачислением инструктор оценивал состояние здоровья, поскольку работа с пожарными инструментами требовала физических сил и выносливости. Каждый принятый проходил обучение военному строю и осваивал программу пожарно-спасательной службы. Занятия в отряде разделялись на словесные и практические. Поскольку борьба с огнем всегда была связана с риском для жизни, составители инструкции категорически запретили привлекать детей к тушению пожаров, в исключительных случаях ограничивая их участие подачей воды и созданием охранной цепи.

К 1912г. движение детских пожарных отрядов выросло в мощную организацию, которая насчитывала более 6 тысяч детей. Детские пожарные «потешные отряды» в России превратились в армию помощников добровольных пожарных обществ и профессиональных пожарных команд в распространении среди населения противопожарных сведений и в борьбе с огненной стихией.

Интересно, что организатором и вдохновителем «детской противопожарной тематики» стал известный пожарный деятель того времени, брандмейстер пожарной части г. Санкт-Петербурга Александр Георгиевич Кривошеев. Именно ему принадлежит инициатива создания детских «потешных пожарных отрядов» под покровительством Императорского Российского пожарного общества (ИРПО). Брандмейстер Кривошеев был настоящим энтузиастом пожарного дела. За неоднократные случаи спасения людей во время пожаров он был награжден серебряной медалью с бантом. По инициативе Кривошеева в стенах Василеостровской пожарной части был организован постоянно действующий пожарный музей, ставший первым центром пропаганды передового опыта и пожарно-технических знаний.

Под руководством Кривошеева была издана и первая в своем роде «Пожарная памятка русским детям».

Вот только некоторые выдержки из полезной и быстро ставшей популярной брошюры:

«Юный друг! Тебе и всем, кто тебя окружает, следует знать и помнить, что огонь, дающий нам светло и тепло, грозит нам также и бедой, страданиями и мучительной смертью, как только с ним мы перестаем обращаться с осторожностью. Поэтому прочти со вниманием эту книжку. Ее написал твой друг – пожарный, чтобы научить тебя, как уберечься от пожара и как спасти себя и других в разных несчастных случаях.
Запомни:
Не подходи близко к топящейся печке, плите или к костру, помни, что легкая ткань твоего платья может нагреться, вспыхнуть и ты обгоришь.
Не приближайся и не трогай керосиновых, спиртовых и бензинных кухонь, они легко вспыхивают и взрываются, обливая людей горящим спиртом или бензином.
Не трогай спичек и не шали с ними.
Будь осторожен с зажженными лампами и свечами. Не зажигай без взрослых рождественской елки.
Остерегайся электрических проводов и не шали с электрическими лампами (особенно опасно трогать электрические лампы мокрыми руками. Нередки случаи, когда ток убивал неосторожных и неопытных людей).
Не разводи костра из шалости в лесу или во дворе.
Не кури. Курение – вред здоровью и причина пожаров.
Но если уж кто-нибудь, или ты сам упустишь огонь и случится пожар, и чьей-нибудь жизни угрожает опасность, то знай, как тогда надо поступать:
Старайся не растеряться, помни, что во время пожара необходимо быть спокойным и если пожар случился по твоей вине, не скрывай этого и заяви взрослым.
Будь готов спасти себя и других.
Запомни где выход из помещения, в котором ты находишься.
Если ты увидишь, что на ком-нибудь загорелось платье, крикни, чтобы не бежал, набрось на него какое-нибудь покрывало, и обжимай на нем горящее платье.
Если ты узнаешь, что в дыму задыхаются люди, скорее об этом дай знать взрослым, а сам поступай так:
Завяжи рот и нос мокрым платком; если нет платка, найди тряпку, если нет тряпки, возьми в рот подол своей блузы или рубашки и иди в дым не согнувшись, а ползком. Сгибаться головой вниз не следует, потому что в голову прильет кровь. Входя в дым, также осмотрись и запомни выход из помещения. Если возле тебя есть еще кто-нибудь, кроме тебя, готовый тебе помочь, лучше идти вдвоем.
Бросаясь на помощь, всегда и во всякую минуту помни заповедь – «возлюби ближнего своего, как самого себя» - и с этой заповедью смело иди на человеколюбивый подвиг, насколько позволяют тебе твои лета и твои силы».

Большинство  полезных советов этой памятки актуальны и сегодня.

С начала XX века пожарные деятели не только России, но и других стран стали задумываться об обучении мерам пожарной безопасности и привитии навыков безопасного поведения детей и подростков.

Пионерами в деле практической отработки навыков поведения при пожаре в детских учреждениях стали канадцы. Обучение порядку, которому надо следовать при пожарной опасности, практиковалось в канадских школах в начале XX века при окончании дневных занятий. Неожиданно объявлялась пожарная тревога, и дети в этом случае не выходили из школы произвольно, а следовали порядку, установленному учителями. Это, безусловно, приносило свои плоды. В городе Монреале обучение правильному неторопливому выходу их классных помещений в случае пожарной тревоги составляло обязанность, как руководителей, так и учащихся учреждения. Совсем скоро знания эти пригодилисью

В 1912 году несколько сот детей находились вместе со своими наблюдателями и воспитателями в одной из городских церквей, как вдруг во время службы возник пожар в церковном подвале. Раздался резкий крик об опасности. К этому крику о пожаре дети уже привыкли, так как много раз он раздавался в школе, и они уже знали, как надо поступать в подобных случаях. Сотни мальчиков и девочек без суеты немедленно встали в ряды, направились к выходу и покинули церковь без малейшего вреда для себя, благодаря дисциплине, отсутствию паники и усвоенной привычке действовать в подобных случаях.

Учебные эвакуации прочно вошли и в современную систему противопожарной подготовки детей и взрослых.

В 1919г. Императорское Российское пожарное общество было ликвидировано, но структурные подразделения, добровольные пожарные формирования и команды сохранились практически во всех губерниях и волостях и существовали в период советской власти. У истоков организации противопожарной службы молодой советской республики стоял все тот же бывший отважный брандмейстер А.Г. Кривошеев, ставший заведующим Центральным пожарным отделом (ЦПО). А потому нет ничего удивительного в том, что в 1926 году Главное управление коммунального хозяйства НКВД издало инструкцию о формировании при добровольных пожарных организациях «отрядов юных дружинников». Органам государственного пожарного надзора (ГПН) предписывалось обратить серьезное внимание на эту полезную игру детей в пожарных, прийти к ним на помощь, придав игре надлежащую серьезность и тем содействовать широкому развитию пожарного дела. Так отряды юных дружинников пришли на смену детским пожарным «потешным командам».

В годы Великой Отечественной войны юные пожарные продолжали оказывать неоценимую помощь взрослым. Например, для обороны Москвы в июле 1941г. был сформирован комсомольско-молодежный полк, состоявший в основном из подростков от 14 до 18 лет, среди которых было много девушек. В задачи бойцов подразделения входило дежурство на чердаках и крышах во время бомбежек и тушение зажигательных бомб. На счету полка за первые месяцы войны было более 1000 потушенных пожаров. Во многих городах страны, подвергшихся авианалетам, школьники создавали пожарные команды по тушению зажигательных бомб и ликвидации последствий бомбежек. Дети и подростки дежурили на крышах и чердаках домов. Они должны были подручными средствами сбрасывать зажигательные бомбы с крыш с целью предотвращения пожаров в городе. Также юные дружинники помогали взрослым проводить побелку чердаков раствором извести, что повышало уровень пожаробезопасности деревянных конструкций. Кроме того, ребята проводили работу с населением по действиям в случае пожара, помогали штатным пожарным командам при ликвидации пожаров после бомбежки.

Всего в начале войны в нашей стране действовали три комсомольских полка противопожарной обороны: в Киеве (просуществовал недолго), в Москве (всего три месяца тушили пожары). В августе 1941 г. был сформирован такой полк в Ленинграде (действовал два года). 86,2 % всех пожаров и загораний за четыре месяца (сентябрь-декабрь) 1941 г. в Ленинграде ликвидировали добровольные пожарные формирования. Молодые бойцы комсомольского полка работали рядом с кадровыми пожарными — в огне под обстрелом и бомбежкой, проявляя не меньшую стойкость и героизм, чем взрослые. На три четверти полк состоял из школьников 15-17 лет. Были бойцы и постарше, но были и 14-летние. Комсомольский полк по праву вошел в историю обороны города на Неве и в историю комсомола страны.

В послевоенные годы государство продолжало уделять серьезное внимание деятельности юных пожарных.

В 1957г. Министерством просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ было утверждено первое «Положение о юношеских пожарных дружинах». Членами ЮДПД могли быть дети в возрасте от 10 до 16 лет. В соответствии с этим положением юношеские добровольные пожарные дружины создавались для профилактической работы по предупреждению пожаров, особенно от детской шалости с огнем, а также для оказания помощи взрослому населению при тушении пожаров путем организации связи, оказания первой помощи пострадавшим, охраны эвакуированного имущества и т.д. Важно отметить, что за каждым членом ЮДПД закреплялся конкретный участок, дом, где он должен вести профилактическую работу. Проводилась и необходимое обучение. После чего выдавалось удостоверение и нагрудный знак «Юный друг пожарной дружины».

Второе «Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах СССР», утвержденное в 1968г., указывало, что ЮДПД создаются для «проведения среди детей разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказания помощи органам ГПН и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров». Тогда же принимается и Программа подготовки членов юношеских добровольных пожарных дружин.

Активизации противопожарной пропаганды способствовало и введение с 1969 г. в Советы добровольных пожарных обществ должности инструктора по работе с детьми.

В 1970-е гг. работа из «кружковой» превратилась в массовое движение. Юные пожарные имели свои знаки отличия: удостоверение и значок члена ЮДПД, за активную работу награждались значком «Активист ЮДПД». Кроме того, юные пожарные носили форму.

В разные годы комплексной программой деятельности дружинников были «Смотр юных пожарных» (1969-1971 гг.), «Рейд юных пожарных «01»» (1971-1975 гг.), «Эстафета добрых дел» (1976-1979 гг.), «Дозор юных пожарных» (1980-1986 гг.).

Руководили и координировали деятельность юных пожарных Всероссийский штаб по работе с ЮДПД, а с 1984 г. - Всесоюзный штаб по работе с ДЮП, в состав которого входили представители ВДПО, пожарной охраны, образования, пионерских и комсомольских организаций, детских редакций СМИ, ветераны, деятели культуры.

Огромную часть работы с молодежью взяли на себя ветераны пожарной охраны.

В 1984 году Постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегией Министерства внутренних дел СССР, Министерством просвещения СССР утверждается новое «Положение о дружинах юных пожарных» (ДЮП) и Программа подготовки членов ДЮП. Юношеские добровольные пожарные дружины теперь стали называть «Дружинами юных пожарных».

С целью патриотического воспитания объединения юных пожарных стали входить в структуру военно-спортивной игры «Зарница» в качестве юнармейского боевого пожарного расчета. Повсеместно проводились военно-патриотические игры и мероприятия пожарного содержания. Юнармейскую специальность «Юный пожарный» ввёл в пионерскую военно-спортивную игру «Зарница» 3 декабря 1971 г. приказом № 35 командующий игрой Маршал Советского Союза И. X. Баграмян, и она сразу завоевала популярность среди школьников, участвовавших в игре.

Работа юных пожарных была разнообразна: проводились агитбригады, викторины, КВНы, турпоходы, встречи с ветеранами пожарной охраны, с выпускниками школ, бывшими членами ЮДПД, слеты, эстафеты, рейды и др. С лета 1971 г. на базе пионерского лагеря «Орлёнок» на Чёрном море стали проводиться слёты актива ЮДПД.

В 90-е годы социально-экономический кризис в нашей стране резко сужает возможности дружин юных пожарных, многие добровольные пожарные формирования в те годы находились в состоянии упадка. Численность ДЮП по всей стране серьезно сократилась, но движение, несмотря на все сложности современной жизни, устояло.

14 мая 1991 г. постановлением Совета Министров РСФСР за № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодёжи в государственных образовательных учебных заведениях в РСФСР» и приказом Министерства образования РСФСР «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» от 27 мая 1991 г. за № 169. Так в школах России появился новый предмет — «ОБЖ». Изучение этого курса позволяет познакомиться с элементами безопасного поведения в техногенной и природной среде. Но теоретические знания необходимо применять на практике, поэтому силами Министерства образования России, МЧС России в 1994 г. было создано Всероссийское движение учащихся «Школа безопасности», призванное решить означенную проблему. Первые пробные соревнования «Школы безопасности» были проведены по инициативе Тульского учебно-методического центра по ГО ЧС МЧС России 30 июня — 2 июля 1995 г. в городе Туле. В программе соревнований был один вид — «Контрольный маршрут», включавший в себя чрезвычайные ситуации техногенного, природного и криминогенного характера.

В некоторых школах страны стали открываться кадетские классы. Считается, что первой стала школа № 484 г. Санкт-Петербурга. На её базе стараниями 7-го отряда государственной противопожарной службы, охраняющего Московский район города, и завуча школы Виктории Викторовны Груничевой на конкурсной основе был сформирован класс пожарных кадетов из 22 учащихся 10 класса. С формой помогли шефы – средства выделило АО «Пожсервис», за счёт спонсоров класс кадетов обеспечили бесплатными завтраками и обедами. Помимо профессиональной ориентации, ребята более углубленно изучали математику, физику, химию. Ведь для будущих пожарных специалистов эти дисциплины имеют особое значение. Повышенное внимание уделялось физической подготовке. По окончании школы ребятам выдали, кроме аттестатов об образовании, водительские права.

В начале XXI в. в России началось движение по возрождению дружин юных пожарных, 11 марта 2002 г. было утверждено примерное «Положение о дружинах юных пожарных».

В 2008г. на внеочередном съезде ВДПО было принято решение о создании Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Юный пожарный», позволяющего сплотить в единую организацию Дружины юных пожарных России. Это решение открыло новую страницу в истории развития движения юных пожарных нашей страны.

О работе региональных отделений ВДПО с юными пожарными и школьниками в следующих публикациях.

По материалам из открытого доступа
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества