Корольченко Александр Яковлевич

Корольченко Александр Яковлевич (р. 19 января 1939 г., пос. Старая Купавна, Ногинский р-н Московская обл.), полковник внутр. службы, д-р техн. наук (1986), профессор (1987).
Известный учёный в области пожарной безопасности веществ и материалов, технологических процессов, зданий (сооружений), объектов. Окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева (1965).

С 1964 по 1966 и с 1976 с 1997 работал во ВНИИПО. Занимал должности от младшего научного сотрудника до зам. начальника института.

Создатель научной школы в области пожаровзрывоопасности веществ и материалов, пожаровзрывоопасности технологических процессов. По этим научным направлениям подготовлено 5 докторов и 26 кандидатов наук.

Разработал отечественную систему оценки пожаровзрывоопасности веществ и материалов, введённую в практику в виде стандарта-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы определения». Под его руководством созданы установка для экспериментального определения показателей пожаровзрывоопасности веществ. На основе детального изучения механизма двухстадийного окисления предельных газовоздушных смесей (совместно с Шебеко Ю.Н.) и описания механизма развития пылевых веществ (совместно с Полетаевым Н.Л.) разработаны и введены в практику методы расчёта показателей пожаровзрывоопасности индивидуальных веществ и многокомпонентных смесей. По результатам исследования процессов флегматизации и ингибирования горения газо- и пылевоздушных смесей разработаны методы расчёта флегматизирующих концентраций инертных разбавителей горючих смесей.

Создал методику оценки достоверности данных по показателям пожаровзрывоопасности веществ и материалов, с использованием которой создан отечественной банк данных по опасным свойствам веществ и справочник, являющийся наиболее полным в мировой практике обобщением экспериментальных и расчётных данных по показателям пожаровзрывоопасности веществ и материалов.

Под руководством Корольченко А.Я. сформулированы основные принципы обеспечения пожаровзрывобезопасности технологических процессов, реализованные в ГОСТ 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технических процессов. Общие требования. Методы контроля». Разработана современная система категорирования помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, изложенная в НПБ 105 «Определение категорий помещений зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности». Является одним из разработчиков ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования».
Им создана и внедрена (совместно с Мотиным М.А.) отечественная система сертификации продуктов и услуг в области пожарной безопасности, создан первый в России орган по сертификации в этой области.

А.Я. Корольченко организована подготовка гражданских инженеров по специальности «Пожарная безопасность» в Московском государственном строительном университете, где с 1998 он заведует кафедрой. Он был председателем диссертационного совета ВНИИПО с 1988 по 1997. С 1992 является главным редактором научно-технического журнала «Пожаровзрывоопасность». Им опубликовано более 280 научных работ, в т.ч. монографий и справочников, получено 18 авторских свидетельств на изобретения. Корольченко А.Я. является членом Международной академии наук по экологии и безопасности.

Награждён нагрудными знаками «Заслуженный работник МВД», «За отличную службу в МВД», «Лучшему работнику пожарной охраны», 4 медалями.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img История
    История
    История возникновения и развития пожарной охраны в регионе. Интересные факты, архивные фотографии и документы. Музеи и памятные места. Ветераны и династии пожарных. Виртуальные экскурсии и фотоальбомы.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью