Пожарно-техническая терминология

Пожарно-техническая терминология – совокупность терминов в области пожарной безопасности. Термины от общеупотребительных слов или описательных выражений отличаются однозначностью, фиксированными наименованиями понятий, имеющих, как правило, дефиниции; принадлежностью к науке (технике, искусству) с чётко определённым местом в системе понятий данной области знаний (деятельности). Систему понятий отображает соответствующая система терминов (терминология), которая создается в ходе классификации, систематизации и определения понятий, отвечающих современному уровню знаний.

Система терминов представляет собой терминологическое поле, элементы которого (термины) находятся между собой в строго обусловленных связях – отношениях типа «род – вид», «часть – целое», «процесс – результат», «причина – следствие» и т.п. Подобный системный подход обязывает нижестоящие по иерархии термины определять через предыдущие и тем самым каждому термину предопределять единственно возможное место и значение в системе. Благодаря такой системе отсылок письменных изменений представлений об окружающем мире правке будет подлежать очень ограниченное число терминов (дефиниций). В зависимости от глубины проработки те или иные системы терминов принято относить к упорядоченным или естественно сложившимся. Поскольку пожарно-техническая терминология принадлежит к категории естественно сложившихся, ей свойственны недостатки, характерные для подобных систем, а именно: многозначность («пожарная охрана» – одновременно и структура и деятельность по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты); нарушение норм и правил русского языка (прилагательные «пожарный – противопожарный», имея конструкцию слов с противоположным смыслом антонимов типа «яд – противоядие», «ток – противоток», в пожарно-технической терминологии наделены одинаковым смыслом – синонимией); отсутствие системности взаимосвязанных терминов (пожарный кран, гидрант, водопровод) не могут принадлежать к «противопожарному водоснабжению», а «противопожарная служба» быть видом «пожарной охраны», «пожарные» могут служить в «пожарной охране», но не в «противопожарной службе») и др. К причинам неупорядоченности данной терминологии можно отнести: межотраслевую разобщенность в терминотворчестве, некорректное заимствование иностранных слов, как результат работы переводчика без участия специалиста, способного сформировать или подобрать требуемый русский эквивалент, отсутствие научно-исследовательских работ целевого терминологического характера, в т.ч. по гармонизации отечественной пожарно-технической терминологии с международным опытом в данной области, зафиксированным в соответствующих стандартах ИСО и МЭК (см. Международные организации в области пожарной безопасности). По словам академика А. А. Реформатского, «В науке язык – не случайный ингредиент, а структурный элемент... Язык «входит» структурно в науку, прежде всего, как терминология». И.С. Квитко («Термин в научном документе». Львов, 1976) считает: «Неупорядоченная терминология, отражающая нечеткости, неопределённость системы понятий, может тормозить развитие науки».

Литература: Терминологический словарь по пожарной безопасности/ Сост. М.С. Васильев, Н.В. Бородина. М., 2001;

Иллюстрированный словарь по пожарной безопасности (англо-немецко-французско-русский) / Е.А. Мешалкин, С.М. Палей, М.С. Васильев, Г.В. Мордкович, А.И. Коваженков. М., 1999;

Курбатский Н.П. Терминология лесной пирологии // Вопросы лесной пирологии. Красноярск, 1972.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью