Декрет совета народных комиссаров об организации государственных мер борьбы с огнем

Декрет совета народных комиссаров об организации государственных мер борьбы с огнем - важнейший законодательный акт в истории Российской пожарной охраны. На многие годы он стал определяющим документом, который обозначил основные направления развития пожарной охраны страны. Утвержден 17 апреля 1918 г.

Ввиду усложнившейся обстановкой с пожарами 6, 7, 9 апреля 1918 г. в Петрограде под председательством Главного Комиссара по делам страхования М.Т. Елизарова состоялось совещание по подготовке докладной записки и нового проекта документа по реорганизации пожарного дела.

Открывая совещание, Елизаров сказал, что СНК поручил ему подготовить проект законодательного документа (Декрета) о государственных мерах борьбы с пожарным бедствием, который следует внести в ближайшее время на рассмотрение Правительства.
Обсудив все положения Проекта Декрета, а также штатное расписание должностей и окладов, содержания служащих по пожарной части Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем и внеся в первоначальный Проект Декрета соответствующие изменения, совещание постановило: «Просить главного Комиссара по делам страхования по подписании членами совещания прилагаемого Проекта Декрета об организации государственных мер борьбы с огнем представить означенный Проект в ближайший срок на утверждение Совета народных комиссаров вместе с штатным расписанием вновь создаваемого правительственного органа по руководству пожарным делом - Пожарного совета».

Что и было исполнено 12 апреля 1918 г. В этот день Елизаров подписал на имя Председателя СНК Ленина официальную докладную записку Комиссариата по делам страхования № 356 с приложением Проекта Декрета.

Проект Декрета обсуждался на заседании СНК 16 апреля 1918 г. и был утверждён 17 апреля. 23 апреля 1918 г. утвержденный Декрет «Об организации  государственных   мер   борьбы с огнем» был опубликован в газете «Известия».

Декрет гласил:

«I. В целях ограждения народного достояния Российской Советской Федеративной Республики от пожарных бедствий и для высшего руководства, объединения, направления и развития мероприятий по борьбе с огнем, учреждается Пожарный Совет под председательством Главного Комиссара по делам страхования, должности которого присваивается наименование: Главный Комиссар по делам страхования и борьбы с огнем.
II. Ведению Пожарного Совета подлежат все вообще дела по изысканию и применению как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием.
К обязанностям Совета, главным образом, относятся:

1) предварительное рассмотрение и разработка законодательных предположений по пожарной части;

2) издание на устанавливаемых законами основаниях общих правил инструкций и обязательных постановлений о мерах предупреждения и тушения пожаров и в том числе правил о противопожарной охране фабрично-заводских и горнозаводских предприятий, нефтяных промыслов, рудников, лесов, торфяников и прочих источников народного благосостояния;

3) обсуждение необходимых мероприятий для объединения, направления и дальнейшего развития деятельности правительственных, общественных и частных противопожарных организаций, учета существующих и вновь возникающих пожарных обществ и учреждений, осведомления об условиях и результатах деятельности их и т. п.;

4) содействие органам местного самоуправления, общественным пожарным организациям и учреждениям, поставившим себе целью борьбу с огнем, а равно частным лицам, посредством выдачи разного рода ссуд и пособий и оказания услуг специалистов, в мероприятиях, направленных к усилению средств противопожарной борьбы и к развитию огнестойкого строительства;

5) установление порядка собирания материалов и форм ведения пожарной статистики, а также правил для производства разного рода анкет и обследований в области пожарного дела и огнестойкого строительства;

6) предварительное обсуждение вопросов, касающихся улучшения условий быта пожарных деятелей и служащих, а равно после служебного обеспечения их;

7) определение условий и общих оснований для оказания материального воспособления из средств казны общественным и частным пожарным организациям и установление порядка и форм ведения отчетности по специальным капиталам, предназначенным на улучшение противопожарной охраны в стране;

8) наблюдение за пополнением подлежащих узаконений и обязательных постановлений по пожарной части и за правильным расходованием денежных средств, отпускаемых на противопожарные меры и огнестойкое строительство;

9) установление контроля над производством на фабриках и заводах предметов противопожарного оборудования и снаряжения, разработка нормальных типов пожарных инструментов и машин и, вообще. организация мероприятий, способствующих улучшению и удешевлению предметов противопожарного оборудования и возможно широкому распространению их среди населения;

10) производство испытаний по применению новых изобретений и усовершенствований в области предупреждения и тушения пожаров, а также опытов над строительными материалами и различными типами построек и отдельных их частей;

11) обсуждение вопросов об устройстве пожарных выставок и съездов и назначении конкурсов на составление проектов: зданий специального назначения, улучшения противопожарного водоснабжения, устройства пожарной сигнализации и, вообще, рационального устройства и переустройства противопожарной охраны в стране;

12) рассмотрение предположений, касающихся подготовки специалистов пожарного дела и огнестойкого строительства, открытия пожарно-технических училищ, школ и курсов, программ учебных занятий в них, устройства испытательных станций и т. п.;

13) рассмотрение предположений об издании общедоступных руководств: журналов, брошюр и других печатных произведений по пожарному делу и огнестойкому строительству и принятие всякого рода мер к самой широкой популяризации сведений о мерах борьбы с огнем;

14) предварительное рассмотрение годовой сметы расходов по содержанию Пожарного Совета и состоящих при нем учреждений, размера кредитов, отпускаемых на выдачу ссуд  и пособий, а также предположений об изменении размера страховой пошлины, взимаемой по застрахованию имуществ от огня.

III. Все законодательные предположения и мероприятия по части предупреждения и тушения пожаров, а равно огнестойкого строительства, подлежащие утверждению Совета Народных Комиссаров, вносятся на предварительное обсуждение Пожарного Совета.

IV. В состав Пожарного Совета, помимо председателя его, входят: а) Помощник Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем и четыре члена по назначению от Народных Комиссариатов; б) четыре - от Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов; четыре - от местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов; два - от Всероссийского Профессионального Пожарного Союза; два - от Всероссийского Пожарного Общества; по одному - от всероссийского Союза пожарных и страховых деятелей, от Общества пожарных техников, от Российского Союза обществ взаимного от огня страхования, от Съезда представителей акционерных страховых от огня обществ и два - от обществ и учреждений, занимающихся научным исследованием вопросов по технике строительного и пожарного дела.
Ближайшее указание научных обществ и учреждений, пользующихся правом избрания членов в Пожарный Совет, предоставляется самому Совету.

V. К членам Совета по назначению и по выборам назначаются и избираются в том же порядке и в том же числе заместители. Заместители членов Совета по избранию замещают членов в порядке большинства голосов, полученных при избрании, а при равенстве сих голосов - по жребию. Заместители могут участвовать в заседаниях Совета и при наличии полного состава членов, но в последнем случае только с правом совещательного голоса.

VI. Члены Совета по избранию и их заместители по истечении срока полномочий продолжают исполнять свои обязанности впредь до новых выборов. Выбывающие лица могут быть избраны вновь.

VII. В заседания Совета могут быть приглашаемы, с правом совещательного голоса, лица, от которых, по свойству обсуждаемых дел, можно ожидать полезных сведений.

VIII. Для действительности постановлений Совета требуется участия в заседании не менее одной трети, общего числа членов Совета, считая и председателя. Дела в Совете решаются простым большинством голосов.

IX. Совет может образовывать из своей среды секции по специальным вопросам. Постановления секций по этим вопросам имеют силу, равную с постановлениями пленарных заседаний Совета. Компетенция и порядок деятельности секций определяются инструкцией, утверждаемой Советом.

X. При рассмотрении дел, относящихся к компетенции Народных Комиссариатов, не имеющих постоянных представителей в Совете, на заседания Совета или его секции приглашаются представители от этих Комиссариатов, по одному от каждого, с правом решающего голоса.

XI. Постановления Пожарного Совета и его секций вступают в законную силу, если при обсуждении их председательствующий не остался при особом мнении и если в течение семидневного срока со дня принятия они не будут опротестованы Главным Комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Постановления, по которым председательствующий остался при особом мнении, поступают на заключение Главного Комиссара и, в случае опротестования их, считаются несостоявшимися.

XII. Постановления Совета, по коим в течение упомянутого в предыдущей статье семидневного срока последуют также возражения со стороны какого-либо из Народных Комиссариатов, а равно группы членов Пожарного Совета не менее шести, приостанавливаются исполнением и, в случае несогласия Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем с заявленными возражениями, передаются на окончательное разрешение Совета Народных Комиссаров.

ХIII. Для исполнения отдельных поручений Совета из среды членов его могут быть, по постановлению Совета, образуемы комиссии. В состав таких комиссий могут быть приглашаемы и лица, не состоящие членами Совета.

XIV. Правила внутреннего распорядка в Совете определяются наказом, вырабатываемым Советом. Постановления Совета, имеющие обязательное значение, публикуются во всеобщее сведение в центральном органе Правительства.

XV. Совету предоставляется образовывать местные органы по соглашению с местными Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов.

XVI. Для обсуждения вопросов, имеющих общее значение, как для страхового, так и для пожарного дела, Главным Комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем могут быть созываемы соединенные заседания Советов: по делам страхования и Пожарного или же отдельных секций их. В последнем случае соединенные заседания образуются в составе равного числа членов от каждого Совета, по избранию подлежащих секций. Постановления соединенных заседаний приравниваются к постановлениям каждого из Советов в отдельности, причем в отношении этих постановлений применяются также правила, указанные в ст.ст. XI и XII настоящего Декрета.

XVII. Для разрешения текущих дел по пожарной части и для ведения делопроизводства Пожарного Совета в составе Комиссариата по делам страхования образуются следующие Отделы: Общий Отдел по пожарной части, Пожарно-Технический Отдел и Учебно-Пожарно-Инструкторский Отдел, причем названный Комиссариат переименовывается в Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем.

XVIII. В ведение Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем передается из Народного Комиссариата Земледелия Отдел сельского строительства в той его части, которая ведает мероприятиями по борьбе с огнем.
Кредиты, предназначенные к отпуску из казны в установленном порядке на содержание означенного Отдела, равно как и принадлежащее ему имущество в соответственной части, определяемой по соглашению Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем с Народным Комиссаром Земледелия, а также числящийся по § 14 сметы специальных средств бывшего Министерства внутренних дел пожарный капитал поступает в распоряжение Главного Комиссара по делам страхования  и борьбы с огнем.
В ведение Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем передаются также учрежденные Петроградским Городским Общественным Самоуправлением при содействии казны Курсы пожарных техников (Пожарно-Техническое училище) с принадлежащим этому учреждению и необходимым для поддержания правильной деятельности его движимым имуществом.

XIX. Ежегодные расходы на содержание Пожарного Совета и состоящих при нем учреждений, а также расходы по выдаче ссуд и пособий для противопожарных целей проводятся Главным Комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем в обычном порядке сметных исчислений.

XX. Установленная страховая пошлина, взимаемая с полисов по застраиванию имуществ от огня, поступает в доход казны. Размер страховой пошлины ежегодно устанавливается Главным Комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем по соглашению с Народным Комиссарами по финансовым делам и Государственного Контроля, по предварительном рассмотрении этого вопроса в соединенном заседании Советов по делам страхования и Пожарного.

XXI. Все правительственные, общественные и частные учреждения, организации и лица обязаны подчиняться вошедшим в законную силу постановлениям Пожарного Совета и представлять в Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем отчеты, а равно статистические и прочие сведения на основании устанавливаемых Советом правил.

XXII. Введение в действие настоящего Декрета, а равно организация предусмотренных в пункте XVII сего Декрета отделов, определение необходимого состава последних, пределов прав и обязанностей, окладов содержания и порядка назначения отдельных должностных лиц возлагаются на Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем.

Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров.
Вл. Ульянов (Ленин).
Главный Комиссар по делам страхования.
Елизаров.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров.
Вл. Бонч-Бруевич.
17 (4) апреля 1918 г.

День подписания Декрета 17 апреля на долгое время стал праздником пожарных, Днём пожарной охраны (в настоящее время его отмечают как День Советской пожарной охраны).

Литература: Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб., 2007.;

Декреты Советской власти. Том II. 17 марта–10 июля 1918 г. М.: Гос. издательство политической литературы, 1959.

Поделиться:
Другие разделы портала
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью
  • img Культура безопасности для населения
    Культура безопасности для населения
    Пожары всегда были и остаются страшным бедствием. Наиболее опасны среди них бытовые пожары, которые зачастую приводят к человеческим жертвам. Именно в них пострадавшие получают сильнейшие ожоги и травмы, остаются без крова и средств к существованию.
    Читать полностью
  • img История
    История
    История возникновения и развития пожарной охраны в регионе. Интересные факты, архивные фотографии и документы. Музеи и памятные места. Ветераны и династии пожарных. Виртуальные экскурсии и фотоальбомы.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью