Гартье Николай Федорович (1866 - (?)) - московский брандмайор (с 1906 г.).
До 1905 г. Гартье Н.Ф. служил тульским полицмейстером, где у него возникла мысль организовать в г. Туле вольную-пожарную дружину, подобно существующим уже не только во многих губернских, но и в уездных городах и селах. Для этой цели имелся капитал, с помощью которого можно было «блестяще оборудовать дружину». Но в 1906 г. московский брандмайор Э.Э. Лунд подаёт в отставку в результате конфликта с московским обер-полицеймейстером генерал-майором Д.Ф. Треповым. Полицмейстер подобрал себе, как он заверял, «исполнительного и более покладистого брандмайора - надворного советника Н.Ф. Гартье».
Благодаря Гартье Н. Ф., который увидел перспективу развития пожарного автомобилестроения, в 1908 г. в Москве появляется первый пожарный автомобиль, его собрали на заводе противопожарного оборудования «Густав Лист», использовав шасси немецкого производства «Гаггенау». Это был один из самых удачных тогдашних автомобилей.
По мысли Гартье Н.Ф. при Мясницком полицейском доме на средства страховых обществ была организована образцовая пожарная команда с оборудованием ее самыми новейшими и усовершенствованными пожарными машинами и огнетушительными средствами и приспособлениями. В дальнейшем пожарными машинами стали укомплектовывать и другие пожарные команды Москвы.
Обратимся к Гиляровскому: «… В 1908 г. появился в пожарном депо на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была небольшая машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем, не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками - пожарными-топорниками» («Москва и москвичи»).
Гартье Н.Ф. успешно руководил тушением пожаров в Москве.
Вот один пример: «В ночь на 31 октября 1907 г. в театре Московской оперетты, кроме сторожей, ночевало с десяток служителей и рабочих. Не обошлось, как это водится на Руси, и без обильного возлияния, после чего все участники пирушки крепко уснули. Что оказалось виновником пожара - брошенный окурок или непогашенная свеча? - выяснить не удалось. Известно только, что пожар заметил часовой на каланче Тверской части, когда огонь уже вырвался наружу. И через несколько минут первые пожарные оказались у театра. А примчавшийся через несколько минут московский брандмайор Гартье Н.Ф. присвоил пожару высший «номер пять» - сбор всех частей! Люди в самом театре очнулись слишком поздно - огонь отрезал все пути к отступлению. Десять пожарных частей, вооруженные шестью насосами, боролись с огнем. Удержать огонь от распространения на соседние дома удалось. А внутри самого театра бушевала стихия. Сила ее была так велика, что крышу здания сорвало, подняло вверх, и она, развалившись на куски, со страшным грохотом рухнула в зрительный зал. Разбиравшие крышу пожарные едва успели спастись, хотя один все-таки упал в чрево горящего здания. Товарищи сумели вытащить его со сломанным позвоночником, получившего страшные ожоги…
Всю ночь пожарные боролись с огнем. А на следующее утро москвичам представилась полная картина разрушений. Сцена и зрительный зал представляли собой груду обгоревших обломков, с которых свисали обрывки декораций. В оркестре сгорели почти все музыкальные инструменты, а в актерских уборных - костюмы артистов. Все стены были закопчены, пострадали мебель, тропические растения.
Убытки от пожара, по предварительным подсчетам, достигали 200 тысяч рублей. Погиб помощник декоратора, обгоревший труп которого нашли утром на пожарище.
Погибло потолочное панно работы Врубеля, написанное по заказу Саввы Мамонтова».
Литература:
Грузовик Пресс. 2007. № 10.;
Испытание пожарной машины 1908 г. URL: http://avtoritet. net/safe_history/ispytaniya-pozharnoy-mashiny-1908-g (дата обращения: 28.05.2014).;
МИР Новостей Год 1907-й с 3-го по 9-е мая. URL: http:// mirnov.ru/arhiv/mn854/mn/32–1.php (дата обращения: 28.05.2014).;
Русский Голос. 1907. 23 (10) июля.;
Михаил Зайцев // Вечерняя Москва. 2007. 25 окт.