Готовность сил и средств пожарной охраны – состояние сил и средств, обеспечивающее способность в любых условиях оперативной обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на пожарную охрану задачи. Готовность оценивается по утвержденной в установленном по рядке методике. Готовность достигается: максимальным соответствием между структурами и составом сил и средств, укомплектованностью хорошо подготовленного личного состава, средствами связи и управления, огнетушащими веществами (ОТВ), пожарной техникой, предварительным планированием боевых действий, умелым управлением, чёткой организацией службы пожарной охраны.
Для того чтобы гарнизон был готов к выполнению задач по тушению пожаров, необходимо: обеспечить быстрый и точный приём сообщений о пожарах и своевременную высылку сил и средств, необходимых для их ликвидации; установить порядок выезда пожарных подразделений на пожары; чётко отработать организацию руководства подразделениями на пожарах, для чего подобрать и подготовить лиц из числа начсостава и служащих подразделения; определить и установить порядок несения службы (дежурства) и выезда на пожары должностных лиц гарнизона, руководящего состава отрядов, частей, отделений и сотрудников ГПН; разработать, изучить с личным составом и систематически использовать в работе документы службы дежурного состава гарнизона и караулов ПЧ; постоянно поддерживать связь и осуществлять взаимодействие подразделений ГПС с пожарной охраной др. видов и службами города, привлекаемыми к работе по тушению пожаров и ликвидации аварий; обеспечить твёрдую и устойчивую связь центрального пункта пожарной части (ЦППС) с ПЧ и пожарными автомобилями; осуществлять контроль за исправностью противопожарного водоснабжения, состоянием дорог, проездов и средств связи; постоянно совершенствовать пожарно-тактическую подготовку рядового и начсостава подразделений пожарной охраны. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов готовности: режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности; режим ЧС.