Устав пожарный - консолидированный законодательный и нормативный документ, регламентирующий структуру, обеспечение и несение службы в пожарных командах царской России.
Устав пожарный начал разрабатываться в начале ХIХ века. В последствии вошел в состав Свода законов Российской Империи 1832 г., и издание Свода законов 1857 г. Документ был разделен на главы, отделения и статьи, после каждой из которых помещалась краткая ссылка на узаконения из состава ПСЗ Российской Империи. В целом в новом издании (1857) сохранена прежняя структура, но в содержании появились изменения. Очень важным является тот факт, что в данное издание пожарного Устава вошли нормы таких узаконений, как Нормальная табель составу пожарной части в городах и т. п. Анализируя содержание глав, можно сказать, что пожарный Устав регулируются почти все правоотношения, которые могут возникнуть при возникновении факта пожара. Первая глава «Об устройстве пожарной части» разделена на два отделения: «Устройство пожарной части в городах» и «Устройство пожарной части в селениях». В главе перечислены виды пожарных подразделений, определена их организационная структура, руководящие органы и должности, решены вопросы, связанные с источниками финансирования и финансовой отчетностью. В первом отделении рассмотрены вопросы административно-правовой организации органов пожарной безопасности в городах. Так, уже в первой статье определяется принадлежность пожарных команд полицейскому управлению. При этом пожарный Устав различал организационное устройство пожарных частей в столичных городах Санкт-Петербурге и Москве, губернских городах и городах уездных и заштатных. Пожарный Устав в целом сохранил действующую с 1803 г. систему организации управления пожарными частями в столицах. Возглавлял систему пожарных чинов брандмайор, которому подчинялись брандмейстеры, располагавшиеся в частях (районах) города (ст. 2 Устава). В свою очередь, брандмайор продолжал подчиняться обер-полицмейстеру (ст. 3 Устава). Состав пожарных команд определялся Нормальной табелью о составе пожарной части в городах, в соответствии с которой губернская администрация должна была составлять непосредственные Штаты пожарных частей, которые вступали в законную силу после утверждения министром внутренних дел (ст. 4 Устава).
Каждая пожарная часть должна была иметь свое имущество: «Съезжий Дом» для хранения пожарных инструментов и размещения пожарных чинов, которые обязательно должны были находиться при пожарных инструментах во все время (ст. ст. 5-6 Устава). В ст. 7 особенно подчеркивалась необходимость наличия «полного комплекта» инструментов, причем «всегда в надлежащей исправности». Пожарная команда содержалась из городских доходов, при этом предусматривались, так называемые «ремонтные деньги» для обновления инструментов и комплекта лошадей. В некоторых случаях, если своих строений у команды не было, и приходилось снимать частные дома под нужды пожарной команды, пожарный Устав разрешал устанавливать особые сборы со страховых обществ. В Санкт-Петербурге закреплялась практика выдачи средств на содержание пожарных инструментов и всех прочих расходов по пожарной части, за исключением жалованья нижним чинам, непосредственно из Распорядительной Думы лично брандмайору. Штаты пожарных команд комплектовались от военного ведомства. В Санкт-Петербурге и Москве пожарным Уставом подтверждалось учреждение Пожарных депо, главная цель которых определялась как «снабжение губерний и городов огнегасительными орудиями и приучение людей к действию и к деланию оных» (ст. 11 Устава). Интересной представляется норма Устава, по которой для изготовления пожарных инструментов можно было привлекать как полицейских нижних чинов, так и лиц, совершивших какие-либо проступки и привлеченных к юридической ответственности. Также допускалось привлечение вольнонаемных лиц (ст. 13 Устава). В пожарные депо губернии обязаны были посылать по три человека на выучку пожарному искусству изготовления пожарных инструментов. По окончании обучения и возвращения в губернию, «способные и знающие свое дело» выпускники пожарных депо, причислялись к штату полицейских служителей, с обязанностью прослужить при пожарных инструментах 15 лет, но при этом освобождались от рекрутской повинности и от уплаты всех видов податей (ст. ст. 16-17 Устава). Финансовый контроль за пожарными депо возлагался на брандмайоров и обер-полицмейстеров (ст. ст. 18-20 Устава). Если в городах к середине XIX в. уже были созданы регулярные пожарные части, содержащиеся из городских бюджетов, то в сельской местности все еще сохранялась обязанность самих жителей являться на пожары со своим пожарным инструментом. В пожарном Уставе закреплялась обязанность сельских старост вести строгий учет данных инструментов, а населению - обязанность содержания в полной исправности оных (ст. ст. 21-26 Устава). Вторая глава пожарного Устава «О мерах предосторожности от пожаров» содержала нормы обеспечения пожарной безопасности в городах и сельской местности ст. ст. 27-43 (Первое отделение), касались мер пожарной безопасности внутри строений, ст. ст. 44-59 (Второе отделение) - вне строений, ст. ст. 60-71 (Третье отделение) - рассматривались меры пожарной безопасности на водах. Третья глава пожарного Устава называлась «О тушении пожаров». В главе подробно описывались все действия членов пожарных команд и причисленных к ним людей Внутренней стражи с момента обнаружения пожара до его ликвидации. Законодатель также разделял последовательность действий при пожаре внутри строений и при пожарах вне строений (лесные пожары) (ст. ст. 72-82 и ст. ст. 83-87 соответственно).
В четвертой главе «О разыскании причин пожара» определялись ответственные лица, обязанные определить причины пожара и доложить информацию по инстанции. Так, в городах местная полиция занималась розыском о пожаре и сообщала информацию губернатору, который передавал сведения в МВД (ст. 88). В сельской местности расследование должны были производить сельские старшины и передавать информацию своему уездному начальству (ст. 89). О пожарах в строениях духовного ведомства духовенство было обязано сообщать в Синод (ст. 90). А о пожарах в местах расположения полков информация должна докладываться лично Императору (ст. 91).
Пятая глава имеет, на первый взгляд, странное название: «О вознаграждении убытков, понесенных от пожара». Под данным термином понимается возмещение убытков погорельцам. В данной главе напрямую содержится норма о страховании имущества от пожаров в российских страховых от огня обществах. Пожарный Устав обязывал обеспечивать кровом и продовольствием погорельцев местное начальство либо власти или общества, к ведомству которых погорельцы принадлежат (ст. 93). В случае больших пожаров, в результате которых выгорали целые селения или города, размер помощи устанавливался лично Императором (ст. 94).
Шестая глава пожарного Устава «О наградах и пособиях чинам команд пожарных и наряжаемых на пожары от войск» (ст. ст. 121-134) посвящена вопросам награждения и стимулирования членов пожарных команд и других лиц, привлекаемых к тушению пожаров. Включение данной главы в текст Устава подчеркивало особую важность развития пожаротушения для государственной власти страны. Седьмая глава «О взысканиях и наказаниях за несоблюдение предосторожностей от пожара и за причинение оного» выделяла два типа пожаров в зависимости от причин: по неосторожности (ст. ст. 135-148) и в результате «зажигательства» (ст. ст. 149-150). При этом последние статьи являлись отсылочными напрямую к нормам Уложения о наказаниях 1842 г.
Значение пожарного Устава для становления законодательства о пожарной безопасности в нашей стране сложно переоценить. В нем были систематизированы и обобщены положения узаконений, изданных в предшествующие эпохи по вопросам обеспечения пожарной безопасности: требования пожарной безопасности для строений, в лесах, на судах и т. д.; правила поведения на пожаре (фактически эти правила стали прообразом будущего боевого Устава пожарной охраны). Отдельное внимание в пожарном Уставе уделено проблеме расследования пожаров, установления причин пожаров и виновных лиц. Издание пожарного Устава 1832 г. дало толчок развитию законодательной мысли по вопросу правового определения и регламентации организационной структуры и деятельности пожарных подразделений в стране. В 1857 г., уже при Императоре Александре II, «Свод законов Российском Империи» был переиздан, расширен и дополнен. Впрочем, включенный в него пожарного Устава не претерпел значительных изменений, и потому большинство его положений действовало вплоть до отмены самодержавия в России в 1917 г.
Литература: Свод Законов Российской Империи, повелением Государя Императора Николая I составленный. Изд. 1857 г. Т. 12. Ч. 1. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный и пожарный. Свод уставов пожарных. Ст. 1. С. 3 (541).;
Смирнова А.А., Опарина Т.И. Место Пожарного устава в системе законодательства российской империи о пожарной безопасности. / Вестник. Электронный журнал СПб университета ГПС МЧС России. URL: http://vestnik. igps.ru/wp-content/uploads/V53/21.pdf (дата обращения: 24.04.2014).;
Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб. 2007.