Устав пожарный

Устав пожарный - консолидированный законодательный и нормативный документ, регламентирующий структуру, обеспечение и несение службы в пожарных командах царской России.

Устав пожарный начал разрабатываться в начале ХIХ века. В последствии вошел в состав Свода законов Российской Империи 1832 г., и издание Свода законов 1857 г. Документ был разделен на главы, отделения и статьи, после каждой из которых помещалась краткая ссылка на узаконения из состава ПСЗ Российской Империи. В целом в новом издании (1857) сохранена прежняя структура, но в содержании появились изменения. Очень важным является тот факт, что в данное издание пожарного Устава вошли нормы таких узаконений, как Нормальная табель составу пожарной части в городах и т. п. Анализируя содержание глав, можно сказать, что пожарный Устав регулируются почти все правоотношения, которые могут возникнуть при возникновении факта пожара. Первая глава «Об устройстве пожарной части» разделена на два отделения: «Устройство пожарной части в городах» и «Устройство пожарной части в селениях». В главе перечислены виды пожарных подразделений, определена их организационная структура, руководящие органы и должности, решены вопросы, связанные с источниками финансирования и финансовой отчетностью. В первом отделении рассмотрены вопросы административно-правовой организации органов пожарной безопасности в городах. Так, уже в первой статье определяется принадлежность пожарных команд полицейскому управлению. При этом пожарный Устав различал организационное устройство пожарных частей в столичных городах Санкт-Петербурге и Москве, губернских городах и городах уездных и заштатных. Пожарный Устав в целом сохранил действующую с 1803 г. систему организации управления пожарными частями в столицах. Возглавлял систему пожарных чинов брандмайор, которому подчинялись брандмейстеры, располагавшиеся в частях (районах) города (ст. 2 Устава). В свою очередь, брандмайор продолжал подчиняться обер-полицмейстеру (ст. 3 Устава). Состав пожарных команд определялся Нормальной табелью о составе пожарной части в городах, в соответствии с которой губернская администрация должна была составлять непосредственные Штаты пожарных частей, которые вступали в законную силу после утверждения министром внутренних дел (ст. 4 Устава).

Каждая пожарная часть должна была иметь свое имущество: «Съезжий Дом» для хранения пожарных инструментов и размещения пожарных чинов, которые обязательно должны были находиться при пожарных инструментах во все время (ст. ст. 5-6 Устава). В ст. 7 особенно подчеркивалась необходимость наличия «полного комплекта» инструментов, причем «всегда в надлежащей исправности». Пожарная команда содержалась из городских доходов, при этом предусматривались, так называемые «ремонтные деньги» для обновления инструментов и комплекта лошадей. В некоторых случаях, если своих строений у команды не было, и приходилось снимать частные дома под нужды пожарной команды, пожарный Устав разрешал устанавливать особые сборы со страховых обществ. В Санкт-Петербурге закреплялась практика выдачи средств на содержание пожарных инструментов и всех прочих расходов по пожарной части, за исключением жалованья нижним чинам, непосредственно из Распорядительной Думы лично брандмайору. Штаты пожарных команд комплектовались от военного ведомства. В Санкт-Петербурге и Москве пожарным Уставом подтверждалось учреждение Пожарных депо, главная цель которых определялась как «снабжение губерний и городов огнегасительными орудиями и приучение людей к действию и к деланию оных» (ст. 11 Устава). Интересной представляется норма Устава, по которой для изготовления пожарных инструментов можно было привлекать как полицейских нижних чинов, так и лиц, совершивших какие-либо проступки и привлеченных к юридической ответственности. Также допускалось привлечение вольнонаемных лиц (ст. 13 Устава). В пожарные депо губернии обязаны были посылать по три человека на выучку пожарному искусству изготовления пожарных инструментов. По окончании обучения и возвращения в губернию, «способные и знающие свое дело» выпускники пожарных депо, причислялись к штату полицейских служителей, с обязанностью прослужить при пожарных инструментах 15 лет, но при этом освобождались от рекрутской повинности и от уплаты всех видов податей (ст. ст. 16-17 Устава). Финансовый контроль за пожарными депо возлагался на брандмайоров и обер-полицмейстеров (ст. ст. 18-20 Устава). Если в городах к середине XIX в. уже были созданы регулярные пожарные части, содержащиеся из городских бюджетов, то в сельской местности все еще сохранялась обязанность самих жителей являться на пожары со своим пожарным инструментом. В пожарном Уставе закреплялась обязанность сельских старост вести строгий учет данных инструментов, а населению - обязанность содержания в полной исправности оных (ст. ст. 21-26 Устава). Вторая глава пожарного Устава «О мерах предосторожности от пожаров» содержала нормы обеспечения пожарной безопасности в городах и сельской местности ст. ст. 27-43 (Первое отделение), касались мер пожарной безопасности внутри строений, ст. ст. 44-59 (Второе отделение) - вне строений, ст. ст. 60-71 (Третье отделение) - рассматривались меры пожарной безопасности на водах. Третья глава пожарного Устава называлась «О тушении пожаров». В главе подробно описывались все действия членов пожарных команд и причисленных к ним людей Внутренней стражи с момента обнаружения пожара до его ликвидации. Законодатель также разделял последовательность действий при пожаре внутри строений и при пожарах вне строений (лесные пожары) (ст. ст. 72-82 и ст. ст. 83-87 соответственно).

В четвертой главе «О разыскании причин пожара» определялись ответственные лица, обязанные определить причины пожара и доложить информацию по инстанции. Так, в городах местная полиция занималась розыском о пожаре и сообщала информацию губернатору, который передавал сведения в МВД (ст. 88). В сельской местности расследование должны были производить сельские старшины и передавать информацию своему уездному начальству (ст. 89). О пожарах в строениях духовного ведомства духовенство было обязано сообщать в Синод (ст. 90). А о пожарах в местах расположения полков информация должна докладываться лично Императору (ст. 91).

Пятая глава имеет, на первый взгляд, странное название: «О вознаграждении убытков, понесенных от пожара». Под данным термином понимается возмещение убытков погорельцам. В данной главе напрямую содержится норма о страховании имущества от пожаров в российских страховых от огня обществах. Пожарный Устав обязывал обеспечивать кровом и продовольствием погорельцев местное начальство либо власти или общества, к ведомству которых погорельцы принадлежат (ст. 93). В случае больших пожаров, в результате которых выгорали целые селения или города, размер помощи устанавливался лично Императором (ст. 94).

Шестая глава пожарного Устава «О наградах и пособиях чинам команд пожарных и наряжаемых на пожары от войск» (ст. ст. 121-134) посвящена вопросам награждения и стимулирования членов пожарных команд и других лиц, привлекаемых к тушению пожаров. Включение данной главы в текст Устава подчеркивало особую важность развития пожаротушения для государственной власти страны. Седьмая глава «О взысканиях и наказаниях за несоблюдение предосторожностей от пожара и за причинение оного» выделяла два типа пожаров в зависимости от причин: по неосторожности (ст. ст. 135-148) и в результате «зажигательства» (ст. ст. 149-150). При этом последние статьи являлись отсылочными напрямую к нормам Уложения о наказаниях 1842 г.

Значение пожарного Устава для становления законодательства о пожарной безопасности в нашей стране сложно переоценить. В нем были систематизированы и обобщены положения узаконений, изданных в предшествующие эпохи по вопросам обеспечения пожарной безопасности: требования пожарной безопасности для строений, в лесах, на судах и т. д.; правила поведения на пожаре (фактически эти правила стали прообразом будущего боевого Устава пожарной охраны). Отдельное внимание в пожарном Уставе уделено проблеме расследования пожаров, установления причин пожаров и виновных лиц. Издание пожарного Устава 1832 г. дало толчок развитию законодательной мысли по вопросу правового определения и регламентации организационной структуры и деятельности пожарных подразделений в стране. В 1857 г., уже при Императоре Александре II, «Свод законов Российском Империи» был переиздан, расширен и дополнен. Впрочем, включенный в него пожарного Устава не претерпел значительных изменений, и потому большинство его положений действовало вплоть до отмены самодержавия в России в 1917 г.

Литература: Свод Законов Российской Империи,  повелением Государя Императора Николая I составленный. Изд. 1857 г. Т. 12. Ч. 1. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный и пожарный. Свод уставов пожарных. Ст. 1. С. 3 (541).;

Смирнова А.А., Опарина Т.И. Место Пожарного устава в системе законодательства российской империи о пожарной безопасности. / Вестник. Электронный журнал СПб университета ГПС МЧС России. URL: http://vestnik. igps.ru/wp-content/uploads/V53/21.pdf (дата обращения: 24.04.2014).;

Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб. 2007.

Поделиться:
img Предыдущая статья Устав благочиния или полицейский Устав благочиния или полицейский - нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности. Предполагал улучшение структуры пожарной охраны. Подписан Екатериной II 8 апреля 1782 г. Органом полицейского управления в городе стала «Управа благочиния» - коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был «частный пристав», в квартале - «квартальный надзиратель». Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах. Устав благочиния вводил должность «частного маклера», который контролировал наём рабочей силы и условия найма. По некоторым уголовным делам суд осуществляла сама полиция. Устав благочиния перечислял ряд подобных правонарушений: азартные игры, брань, пьянство, иные нарушения общественного порядка; действия, направленные против богослужения; взяточничество, самовольная застройка и т. д. В большинстве же случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. Устав предполагал улучшение структуры пожарной охраны:«71. Управа Благочиния имеет попечение:1. Чтобы торговые бани устроены были близ воды и в таком удобном месте, дабы городовым строениям не нанесли опасения пожарного случая...84. В каждой части (города) иметь Брандмейстера или огнегасительного мастера.138. В каждом квартале иметь трубочистного мастера...144. В каждом квартале иметь потребное число рогаток, которыми закидывать переулки в средине оных с 11 часов по полудни до 5 часов по полуночи, летом же до выстрела пушечного, или битья утренней зари, дабы никто сквозь их пробежать не мог; то же делать и в случае пожара.268. Буде кто учинит пожег обитаний: того имать под стражу, и отослать к Суду, где поступать с ним, как законы повелевают...». Литература: Полный свод законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 21.; Щаблов Н.Н., Виноградов В.Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб. 2007.
Следующая статья img Устав службы пожарной охраны (УСПО) Устав службы пожарной охраны (УСПО) – нормативный правовой акт (НПА), определяющий назначение, порядок организации и осуществления службы пожарной охраны в РФ. Действие УСПО распространяется на личный состав органов управления и подразделений ГПС, пожарно-технических, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, др. противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. При организации и осуществлении службы пожарной охраны личным составом подразделений ГПС обязательно выполнение требований, утверждённых в установленном порядке нормативных актов, регламентирующих особенности несения службы пожарной охраны в этих органах управления и подразделениях. Выполнение требований УСПО личным составом подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется с учётом особенностей организации службы, регламентируемых законодательством РФ и ведомственными НПА.
Другие разделы портала
  • img Учебный центр
    Учебный центр
    В Российской Федерации в области пожарной безопасности выполняют работы (оказывают услуги) только в рамках лицензируемых видов деятельности порядка 50 тысяч организаций. Кроме этого, на предприятиях различных форм собственности свою деятельность осуществляют работники, на которых возложены обязанности по организации соблюдения требований пожарной безопасности и профилактики пожаров.
    Читать полностью
  • img Культура безопасности для населения
    Культура безопасности для населения
    Пожары всегда были и остаются страшным бедствием. Наиболее опасны среди них бытовые пожары, которые зачастую приводят к человеческим жертвам. Именно в них пострадавшие получают сильнейшие ожоги и травмы, остаются без крова и средств к существованию.
    Читать полностью
  • img Методические материалы
    Методические материалы
    Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, педагоги в школах и воспитатели в детских садах, родители должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этом разделе представлен дидактический материал и методические разработки, а также памятки по пожарной безопасности.
    Читать полностью
  • img История
    История
    История возникновения и развития пожарной охраны в регионе. Интересные факты, архивные фотографии и документы. Музеи и памятные места. Ветераны и династии пожарных. Виртуальные экскурсии и фотоальбомы.
    Читать полностью