В 1913 году состоялась IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге

5 мая 1913 года в Санкт-Петербурге распахнула свои двери IV Международная автомобильная выставка. По своему размаху она превзошла выставки, ранее проводимые в Европе. На площади почти 15 тыс. м2 разместилось 207 стендов. 

Значительная часть каталога выставки была посвящена устройству и техническим решениям современных пожарных автомобилей. Ведущими фирмами-изготовителями было представлено девять стендов и 12 единиц экспонируемой техники. Только один – стенд № 152 АО «Русско-Балтийского Вагонного завода» представлял продукцию отечественного производителя. Восемь пожарных автомобилей прибыло из Германии: по два автомобиля «Адлер» и «Даймлер», по одному - «Бенц», «Зауер», «Опель», «Маннесман-МУЛАГ». Из Франции, Италии и Великобритании - по одному автомобилю: («Делаге-Фарко», «Изотта Фраскини-Друвиль» и «Коммер-Кар-Симонис» соответственно). Обозначения «Farco» («Фарко»), «Drouville» ( «Друвиль») и «Simonis» ( «Симонис»), указанные в названиях пожарных автомобилей, обозначают марки пожарных насосов.

Впервые отечественный пожарный автомобиль, изготовленный Рижским Русско-Балтийским вагонным заводом, встал на один подиум с лидерами мирового пожарного автомобилестроения. Он был построен в 1913 году на шасси № 405 грузовика модели Д 24-40 XIII серии по заказу Петровского пожарного общества в Риге. Его четырёхцилиндровый мотор имел мощность 40 л.с. Обладая высокой грузоподъёмностью (до 1000 кг), автолинейка могла перевозить 12-14 человек и развивала при этом значительную скорость в 44 км/ч. На автомобиле вывозился ручной пожарный насос, имелось несколько лестниц и катушки на 213 м рукавов. Над сиденьями на стойках помещались пожарные лестницы и инструменты. Освещение автомобиля осуществлялось одним ацетиленовым фонарём спереди, двумя керосиновыми, прикрепляемыми к переднему щитку, и одним номерным сзади. За подачу воды боевым расчётом отвечал ручной пожарный насос, что в 1913 году уже считалось анахронизмом. Сегодня этот автомобиль, восстановленный силами УПО МВД Латвийской ССР в 1978 году, демонстрируется в Рижском моторном музее.

В последние дни работы Выставки состоялись практические испытания представленных пожарных автомобилей. После пробега протяжённостью 10,5 вёрст (12 км) автомобили установили на набережной Невы для испытаний пожарных насосов на «силу и дальность струй». Лучшие результаты показала «Изотта Фраскини-Друвиль». В подаче воды к ней добавились удачные конструкции немецкого «Адлера», английского «Комер Кар - Симонис» и французского «Делаге - Фарко». Результаты испытаний лишний раз подтвердили преимущества центробежных пожарных насосов.

Впоследствии ряд экспонатов выставки были приобретены пожарными командами Российской Империи. Так. Харьковской пожарной командой по инициативе её брандмайора В.К. Любицкого был приобретён пожарный автомобиль «Делаге» с его удачным насосом фирмы «Фарко» производительностью 20 л/с.

 

На фото: Международная автомобильная выставка. Санкт-Петербург. Май 1913 года.

     Каталог международной автомобильной выставки. 1913 год.

Пожарная автолинейка «Руссо-Балт» Рижского Петровского пожарного общества. 1913 год.

Источник: Карпов А.В., автор серии книг «Пожарный автомобиль в СССР».

Ознакомиться с историей пожарной техники можете здесь