Для чего в каждой пожарной части был трубач-сигналист
В 19 веке, да и в начале 20-го, в каждой пожарной части был трубач-сигналист.
При выезде трубач становится слева от выездного флага на линейке и играет сигналы подаваемые брандмейстером. При следовании на пожар это «шагом», «рысью», «карьером», «стой», «направо» и «налево». На перекрестках и в местах сильного движения непрерывно играет «рысью», чтобы обратить внимание прохожих и очистить дорогу для свободного проезда пожарного обоза.
На пожаре, когда команды брандмейстера могут утонуть в общем гуле и шуме, они также заменяются соответствующими сигналами.Тут трубач-сигналист играет названия частей, команды «качать», «остановить подачу воды», «собрать трубу» (то есть собрать насос), «вызов начальников» и сигнал «слушай», который подавался перед всеми остальными сигналами, обращая на себя внимание пожарных. Если сигнал предназначается не для всех, а для одной части, то после сигнала «слушай» играется название нужной пожарной части.
Каждый пожарный должен был «основательно знать все сигналы» и даже обладать некоторым музыкальным слухом.
С 1917 года постепенно вводится система передачи приказаний при помощи ординарцев-пожарных.
К1920 трубачей-сигналистов в частях не стало, что сильно отразилась на боевой работе: затруднена передача распоряжений и экстренных приказаний на боевых участках пожара.
Так что уже в конце 1922 года в Петрограде вновь вводится передача приказаний при помощи трубных сигналов. При этом подбор трубачей производился с таким условием, чтобы кроме знания игры на сигнальной трубе, музыкант играл на каком-либо другом духовом инструменте, так как «предусматривалось из трубачей составить духовой оркестр». Что вскоре и осуществили.
В сентябре 1923 года закончено формирование оркестра Петроградской пожарной команды в составе одиннадцати музыкантов. Уже спустя два дня состоялось их первое выступление на параде в честь пятилетия Губпожара.
Источник: История пожарной охраны Петербурга (автор)