«Брандмайорский граф»
Александр Дмитриевич Шереметев родился в 1859 году. Он потомок древнего боярского рода, въехавшего в Россию «из Пруссъ» еще в XVII веке. В XVIII веке этот род первым на Руси становится графским. Его прадед Борис Петрович Шереметев, фельдмаршал, приближенный Петра Первого, один из героев Полтавы…
Дед Николай Петрович и бабушка Прасковья Ивановна Шереметевы известны романтической историей любви графа и крепостной актрисы Жемчуговой, завершившейся их тайным венчанием в Москве. Родители графа особой известности не приобрели, но смогли дать своему сыну превосходное образование. Александр Дмитриевич был большим любителем и знатоком музыки, живописи, архитектуры. Особое пристрастие он проявил к музыке и пожарному делу. Музыка постоянно окружала его. В 1884 году Александр Дмитриевич сформировал церковный хор при своей домовой церкви. В 1882 году у Шереметевых был сформирован симфонический оркестр, замененный в 1894 году духовым. В музыкальной библиотеке графа А.Д. Шереметева находилось свыше полутора тысяч сочинений, среди которых свыше 700 оркестровых. Сам организатор концертов был известен как «даровитый композитор и капельмейстер».
Александр Дмитриевич горячо отдавался и пожарному делу. Еще в молодые годы он учредил на свои средства две образцовые пожарные команды в имениях Высокое и Ульяновка и, руководя их деятельностью, имел возможность в совершенстве ознакомиться с пожарным делом. Его племянник Николай Сергеевич Шереметев вспоминал: «В 17 верстах от Хмелиты было Высокое, имение дяди Саши Шереметева. Дядя Саша, у которого были великолепные имения по всей России, включая Останкино под Москвой, отчего-то любил Высокое больше всего. Он там построил великолепный госпиталь на 36 кроватей и пожарную станцию с каланчой. Это, конечно, был его главный интерес. Не даром он назывался «брандмайорский граф».
Он даже устроил с Государем так, что если он был на каком-нибудь приеме или бале в Зимнем дворце, а где-нибудь в Петербурге был пожар, его сейчас же уведомляли. Он тогда бросал все, переодевался в пожарный костюм и в коляске или автомобиле несся на пожар.
Когда он приезжал в Хмелиту (Хмелита – имение в Вяземском уезде Смоленской губернии), у него всегда в коляске была каска, мундир и какие-то багры и секиры. Мой отец его дразнил: «Ты, Саша, пожарную лестницу и машину дома забыл». В 1883 году ввиду сильных и частых пожаров в местности между Путиловским заводом и станцией Лигово А.Д. Шереметев основал в своем имении «образцовую пожарную команду», блестящий конный обоз которой по техническому вооружению, подбору лошадей и выучке «пожарных охотников» не имел себе равных даже среди профессиональных пожарных частей северной столицы.
Команду троекратно посещали «Августейшие лица», о чем свидетельствовали три мраморные доски с золотыми надписями, которые красовались на стенах телеграфной комнаты. После ознакомления с пожарным делом в странах Европы и Америки Александр Дмитриевич все больше занимается вопросом «о правильно организованной борьбе с огнем» и у нас в России. Для широкого распространения знаний о пожарном деле Шереметев и основывает специальный журнал «Пожарный». В качестве редактора журнала он пригласил Александра Павловича Чехова, старшего брата великого русского писателя Антона Павловича Чехова.
Их совместными стараниями в короткий срок была создана сеть корреспондентов во внутренней России, в Сибири, на Кавказе и даже за границей. Новый журнал открыл русскую периодическую литературу по пожарному делу, которой до выхода этого журнала еще не было. Публикации журнала «Пожарный» способствовали тому, что для разрешения многих существенных вопросов о мерах борьбы с огнем решено было созвать специальный съезд русских деятелей по пожарному делу…
Источник: Н.Н. Щаблов. Пылающая Русь. СПб., 1996. С.370-373