Как сожгли Челябинский цирк
История Челябинского цирка отчетливо отображена в статье газеты «Вечерний Челябинск» от 26 ноября 1999 года:
«В январе 1973 года к начальнику управления пожарной охраны УВД области полковнику Григорию Пацеле пришла интересная делегация – директор цирка Николай Яушев и известный в городе строитель Иван Карманов, главный инженер треста «Челябстрой». Цель их прихода была по тем временам «ясная, как Божий день», но по нынешним – непонятная.
Городу Челябинску всю жизнь не везло на здания для цирковых представлений и последняя постройка 30-х годов, добросовестно отработала свой срок, но время неумолимо. В 70-х годах авторитетная комиссия обследовала здание цирка и установила, что оно находится в аварийном состоянии, деревянные конструкции заражены грибком и, следовательно, здание подлежит сносу. По законам того времени, если в городе есть здание цирка, то никаких средств на проектирование и строительство нового никто выделить не имел права. Но для Челябинска сделали исключение. Госцирк СССР принял решение – если снесут здание старого цирка, то будет разрешено проектирование и строительство нового, а до завершения строительства Челябинску будет выделено цирковое сооружение шапито. Со сносом цирка возникли трудности. Во-первых, здание аварийное, работы по разборке могут продолжать очень долго, и нужно было принять особые меры предосторожности, что значительно удорожало эти работы и надолго задержало бы освобождение площадки. Во-вторых, санэпидстанция категорически запретила раздавать обломки деревянных конструкций населению даже на дрова, чтобы не допустить распространения грибкового заболевания на деревянные конструкции частного жилого фонда. Отсюда и возникла просьба делегации к пожарной охране – сжечь здание цирка «на корню». Полковник Пацеля, человек очень педантичный в вопросах службы и очень не доверчивый к «авантюрным делам», отправил делегацию к своему заместителю, что бы вместе найти приемлемое решение. А в те времена решение было простое – если горком КПСС и горисполком благословит эту «авантюру», а тем более попросят, то мы спокойно сожжем все что надо. Поступило письменное ходатайство горкома КПСС и горисполкома. А дальше все было делом техники.
В итоге, было принято решение: провести комплексные учения по гражданской обороне с привлечением на сжигание цирка личного состава свободных от службы дежурных караулов и резервной техники. Заручились согласием руководства УВД области, штаба ГО области и всех взаимодействующих служб. Пришлось согласовывать эти занятия с руководством военного госпиталя, расположенного на углу улиц Российской и Труда. Реакция начальника госпиталя была интересной. Он сказал, что одобряет эту реакцию, а у больных будет бесплатное представление.
Договорились с дирекцией трамвайно-троллейбусного управления, чтобы на время учений перенести трамвайный маршрут №6 с улицы Труда на улицу К. Маркса. Договорились и о том, чтобы трамвайные вагоны маршрута №7, проезжающие против здания цирка, сопровождались для прикрытия автоцистернами - «Уралами». Затем согласовали с горводопроводом использование водопроводных сетей на полную водоотдачу с ближайших гидрантов в районе цирка. Но по расчетам, воды от гидрантов оказалось недостаточно, чтобы регулировать процесс планового выжигания деревянных конструкций. Тогда приняли решение – использовать на учениях насосную станцию ПН-100, установленную на реке Миасс, привлечь 12 пожарных автоцистерн и две насосные станции из действующего резерва.
О намеченных учениях доложили руководству Главного управления пожарной охраны МВД СССР. И тут посыпались совсем неожиданные просьбы и поручения. По заданию руководства ГУПО начальник отдела по работе с общественностью и противопожарной пропаганды подполковник внутренней службы Геннадий Расчетин связался с киностудиями страны и предложил им воспользоваться подходящей «натурой» для съемки фильмов с пожарами. Приехали команды специалистов четырех ведущих киностудий страны. Всех надо было обеспечить жильем, транспортом и местами на площадке для съемок. Вслед за ними прилетел и представитель главка – подполковник Г.А. Расчетин. Съемки решили проводить в два этапа в течение двух дней.
В первый день киностудии должны были снимать сюжеты в освободившихся помещениях цирка с имитацией пожара дымовыми шашками «в местах массового пребывания людей, в магазинах, в складских помещениях». На второй день планировалась съемка горящего объекта и боевых действий пожарной охраны.
И тут начались заморочки. Две киностудии в первый день израсходовали кинопленку и слезно просили перенести сжигание «объекта». Но было поздно – «процесс пошел». Пришлось киностудиям шевелить свое московское начальство и получать кинопленку вместе с сопровождающими первым столичным авиарейсом. Как правило, он обязательно прилетал в 6 утра местного времени с материалами центральных газет.
И вот наступил день учений – 15 марта 1973 года. Утром пожарных Челябинского гарнизона подняли по плану оповещения ППС ГО. Заступающий караул был усилен за счет бойцов, свободных от службы, он принял технику, состоящую в боевом расчете, и заступил на дежурство. Остальные ввели в строй резервную технику и прибыли на ней и на автобусах к заводу «Оргстекло», где в красном уголке им разъяснили задачу учений, а в столовой их ожидал сытый горячий завтрак. А в это время штаб учений проводил рекогносцировку на местности и оценку метеорологической обстановки. Метеоролог Татьяна Ишукова вместе с пожарными поднялась на купол цирка, где измерила скорость ветра и по цветным хвостам зажженных на куполе цирка дымовых шашек определила его направление. По согласованию со штабом ГО и службой охраны общественного порядка по городскому радио оповестили население о намеченном учении, о зоне оцепления здания цирка.
Наконец на купол цирка с канистрой бензина поднялся известный в городе «тушила» - мастер пожарно-прикладного спорта СССР Николай Александрович Трошин. Насосные станции и установленные на гидранты автоцистерны подали воду к разветвлениям, ствольщики вышли на позиции.
Четыре лафетных ствола, установленные в проходах цирка между секторами, дали контрольную проверку производительности компактных струй.
В 10 часов от брошенного факела вспыхнул бензин. Огонь медленно пополз к куполу. Но языки пламени с трудом пробивались внутрь. Активными были только кинооператоры и фотографы – снимали сюжеты на фоне медленно развивающегося пожара.
Настроение у «тушил» придавленное: горит, а тушить не дают. А тут еще известный в Челябинске фотограф Юрий Теуш просит штаб попозировать для газеты, а приунывшему штабу не до съемок. Более колоритную «фигуру» все же находят. Это бравый усатый сержант их шестой пожарной части Виктор Малов, награжденный в честь 50 - летия Октября орденом Трудового Красного Знамени. Много интересных снимков сделал корреспондент «Вечерки» Сергей Васильев.
И вот пламя наконец-то полыхнуло внутри купола цирка. Тут огню пища досталась более благодатная,- конструкции купола за пятьдесят лет высохли основательно. Площадь пожара увеличивалась на глазах, стал слышен треск горящей древесины. Снова дали пробные струи из лафетных стволов – они достигли кромки огня.
Время, которое нудно тянулось до этого, полетело стремительно. Огонь достиг вертикальных стен, весь купол был в огне, а интенсивного выхода дыма наружу здания все не было.
И тогда возникло еще одно тактическое решение: пробить в горящем куполе отверстие струями лафетных стволов. Практически в одну точку дали три струи. Раздался треск разрушаемых конструкций, появился свистящий шум теплового потока. Над зданием цирка наконец-то взметнулся сизый вихрь. Температура и концентрация дыма внутри здания снизилась, но тяга воздуха по проходам цирка усилилась настолько, что ствольщиков у лафетных стволов пришлось страховать, пристегивая карабинами к натянутым спасательным веревкам. А через пробитый купол уже неслись искры, угли и головешки. Пришлось выставлять дополнительные посты на крышах госпиталя, бани и школы №36 (ныне институт повышения квалификации работников образования). Это было зрелище!
После того как обрушилась большая часть купола, внутренние конструкции горели нормально под контролем начальников боевых участков. По просьбе дирекции пожарная охрана защитила каменный «слоновник», который примыкал к зданию цирка и должен был эксплуатироваться еще несколько лет при устройстве шапито.
К концу рабочего дня, около 17 часов, деревянное здание выжгли под фундамент, обрушенные конструкции затушили. Последовал «отбой» учению, на котором поработали на боевых участках более ста человек личного состава пожарной охраны города, 2 насосные станции, 12 автоцистерн и шесть единиц специальной пожарной техники. Было использовано и испытано около шести тысяч метров пожарных рукавов. За время учений не было ни одного отказа автотехники, прорыва или повреждения рукавных линий.
Этим же летом на свободной площадке поднялся брезентовый купол шапито, в котором выступали лучшие цирковые коллективы страны и радовали этим челябинцев до постройки нового цирка».
Источник: https://www.circus-chelyabinsk.ru/istorija-tsirka.html
https://chelchel-ru.livejournal.com/1602839.html