О важности существования пожарных музеев

В каждом культурном государстве во всех отраслях государственной жизни мы видим специальные учреждения – музеи, где заботливыми руками собраны предметы, относящиеся к той или иной области культуры. Путем сравнения выставленных в исторической последовательности экспонатов мы можем проследить постепенные успехи, завоевания культуры в той или иной области. Учитывая же, что пожары являются одним из величайших бедствий Республики в настоящем и прошлом с одной стороны, а с другой – что таковые музеи являются без всякого сомнения, при надлежащей постановке дела, лучшими проводниками среди масс пожарных знаний, надобность в музеях мне кажется неоспоримой. Наглядный способ обучения является самым действительным и легким для усвоения. Если, например, в таком музее надлежащим образом оборудовать отдел мер предупредительных, иллюстрировав его соответствующими примерами из жизни, то несомненно, что у каждого гражданина после осмотра музея останется в памяти гораздо больше, иллюстрация невольно подействует на его психику сильнее, чем чтение какого-нибудь обязательного постановления.

Кроме того – эти музеи могли бы привлечь новых активных работников к пожарному делу. За границей такие музеи существуют, у нас же на единственный такой музей можно указать на музей Пожарного Техникума (бывший Курс Пожарных Техников) в Ленинграде, собранный курсантами при помощи товарищей под руководством ценимого всеми пожарными работниками и в настоящее время инженера П.К. Яворовского. При некоторых пожарных командах – в Москве, Иваново-Вознесенске и др., а также у любителей пожарного дела, имеются коллекции – но все это большей частью находится в зародыше, не полно и главное не доступно широким массам…

В виду этого необходимо, при каждом Губпожаре, иметь популярный музей пожарного дела, а в Москве – создать центральный пожарный музей. Несомненно, такие музеи при Губпожарах будут однообразны в своем составе – но не надо забывать, что эти музеи устраиваются для граждан, в большинстве своем совершенно неграмотных в пожарном деле, а не для пожарных спецов.

Центральный же пожарный музей в Москве – долженствующий обслуживать и массовых посетителей и пожарных работников, конечно, должен быть развернут в более широком масштабе. Оборудование и содержание таких музеев не повлекло бы особых трудностей в смысле пополнения экспонатами и обслуживания. Каждый пожарный работник и словом, и делом, и временем пришел бы на помощь музеям.

Источник: Н. Борминский, Журнал «Пожарное дело». 1925. №11