Первые пожарные паровые машины в Российской Империи
После сильного пожара в Апраксином дворе 1862 года были приняты радикальные меры по оснащению столичных пожарных современными средствами тушения. В 1863 году в Санкт-Петербурге появляется первая пожарная машина, изготовленная в Англии.
История фирмы-изготовителя «Shand and Mason» (позднее – «Shand, Mason&Co») уходит своими корнями в 1774 год, позднее , в начале XIX века фирма изготавливала ручные пожарные трубы, а в 1855 году построила плавучую паровую пожарную машину, прослужившую до 1890 года. Из-за действующих ограничений свою первую «сухопутную» пожарную машину фирма «Shand and Mason» изготовила лишь в 1858 году. Впоследствии именно она и была продана в Санкт-Петербург.
Первая пожарная паровая машина московской пожарной команды была изготовлена той же британской фирмой «Shand and Mason» и была приобретена пожарными Москвы двумя годами позже. Не только само приобретение паровой пожарной машины, но и её содержание были затратным делом. Так, к моменту введения новых штатов Московской пожарной команды в 1880 году для обслуживания трёх паровых машин предлагалось: «… иметь двух машинистов с окладом 600 рублей серебром каждому, 945 рублей на топку, смазку и мелочные по- правки, ремонт же машин отдельно по мере надобности за счёт Московской Городской Управы». Для сравнения основная «боевая единица» пожарной команды, её элита – «пожарный служитель I‐го разряда» получал вдвое меньше – лишь 300 рублей.
Выезд паровой машины по тревоге осуществлялся вместе с выездом других ходов пожарной части. По сигналу тревоги двое пожарных бежали в конюшню, запрягали лошадей в пожарную паровую машину. В то же время специально обученный машинист зажигал её котёл. Сначала в топке разгорались дрова, затем в огонь подбрасывали уголь, сгорание которого часто ускоряли подачей воздуха с помощью разного рода устройств.
Ворота пожарной части открывались, кучер гнал лошадей по улицам, управление тяжёлой и неповоротливой конструкцией требовало определённых навыков и высокого профессионального мастерства. Машинист и пожарный стояли в задней части машины на подножке. К моменту прибытия к месту пожара, в котле поднималось достаточное давление. Разматывались выкидные (напорные) рукава, забирной (всасывающий) рукав опускался в водоём, ёмкость с водой или подсоединялся к пожарному гидранту. Насос начинал работать, подавая воду в рукавные линии, далее через стволы вода устремлялась в очаг пожара.
Источник: Карпов А.В., автор серии книг «Пожарный автомобиль в СССР».
Ознакомиться с историей пожарной техники можете здесь