Об обретении иконы Пресвятой Богородицы в Казани
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близь расположенный храм во имя святителя Николая. Оттуда после молебна образ перенесли с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца, Иосиф и Никита.
Царь Иван Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили икону, и основать женский монастырь.
В дальнейшем эта чудотворная икона стала одной из самых почитаемых на Руси как заступница Русского народа. С нее было сделано много списков, также чудотворных.
«Въ 1579 г. въ Казани случился страшный пожаръ, истребившій большую часть города, Въ числѣ погорѣльцевъ былъ стрѣлецъ Онучинъ, намѣревявшійся приступить къ постройкѣ новаго дома, вмѣсто сгорѣвшаго. Вовремя приготовленій къ работѣ, 10-ти лѣтняя дочь его— Матрона увидѣла воснѣ Божію Матерь, повелѣвавшую ей заявить город. властямъ, что на пѳпелищѣ сгорѣвшаго дома Онучина сокрытъ Ея пречистый образъ. Матрона исполнила волю Богородицы; но власти, и даже архіеписк. Іеремія, почли разсказъ дѣвочки за мечту юнаго воображенія. Тогда Матрона сама приступила къ обрѣтенію святой иконы, и 8-го іюля нашла ее на пепелищѣ своего дома, гдѣ была печь, на глубинѣ двухъ аршинъ. Икона оказалась завернутою въ старый суконный рукавъ и походила на новую, какъ будто недавно написанную.
Быстро разнеслась вѣсть объ этомъ событіи. Массы народа стеклись къ мѣсту обрѣтенія св. иконы; явились власти; прибыль и архіепископъ съ духовенствомъ. Святыня съ торжествомъ была перенесена въ ближайшую церковь Николы Тульскаго. Впослѣдствіи узнали, что обрѣтенный образъ Пресв. Дѣвы есть точный списокъ съ того самаго чудотворнаго образа, который вывезенъ былъ изъ Іерусалима въ Константинополь супругою греческаго царя Ѳеофила - Евдокіей. Полагаютъ, что въ Казань онъ привезенъ какимъ-нибудь татариномъ, принявшимъ православіе. Послѣ многихъ чудесъ, совершившихся при ново-явленной иконѣ (какъ-то: исцѣденія недужныхъ, прозрѣнія двухъ слѣпыхъ, 3 года невидавшихъ свѣта), архіеаиск. Іеремія приказалъ снять съ нея копію и отправилъ послѣднюю къ царю Іоанну Вас, приложивъ при этомъ подробное описаніе событія. Царь приказалъ построить на мѣстѣ обрѣтенія иконы деревянную церковь во имя Богородицы и тутъ-же устроить дѣвичій монастырь. Дѣвица Матрона обрекла себя въ монашество и была первою сестрою-послушницей этого монастыря, подъ именемъ Марфы.
Преемникъ Грознаго, царь Ѳеод. Іоан., повелѣлъ построить при монастырѣ, вмѣсто деревяннаго, каменный храмъ, который и освященъ въ 1595 г., а самая икона была изукрашена драгоцѣнными каменьями, жемчугомъ и золотомъ изъ сокровищницы государевой.
Въ смутное время междуцарствія, казахская икона получила всероссійское значение. Рать, отправленная изъ Казани на выручку г. Москвы, находившейся во власти поляковъ, взяла съ собою списокъ съ чудотворной иконы казанской Богородицы. Икона эта скоро пріобрѣла особенное уваженіе среди всего русскаго войска; ея чудесной помощи приписывали спасеніе Москвы.
Послѣ изгнанія поляковъ, царь Михаидъ Ѳед. соорудилъ въ Москвѣ, во имя чудотворной иконы, Казанскій соборъ и установилъ тамъ празднованіе въ честь этой иконы, два раза въ году (8-го іюля - день ея обрѣтенія и 22 октября— день освобожденія Москвы).
Затѣмъ, прицарѣ Адексѣе Мих., когда у него, 21 окт. 1649 г., во время всенощной (наканунѣ праздника каз. Богор.), родился наслѣдникъ престола Дмитрій Алекс, — празднованіе 22 окт. установлено было для всей Россіи. При Петрѣ В. чудотворная икона перенесена изъ Москвы въ Петербургъ, гдѣ впосдѣдствіи сооруженъ былъ Казанскій каѳедральный соборъ, въ которомъ эта икона и по настоящее время находится».
Источник: «Иллюстрированный спутник по Волге», Историко-статистическій очеркъ и справочный указатель, Составилъ С. Монастырский, 1884 г, стр. 128
Благодарим Татарстанское республиканское отделение ВДПО за предоставленную информацию.