Зачем жгли костры в центре столицы Российской империи
Знаете ли вы, что когда-то в центре Петербурга жгли костры?
Нет, на тех кострах не сжигали ведьм. Мы же не «продвинутые» европейцы. Мы, по мнению тех же просвещенных европейцев, воздух морозный обогревали...
Но на самом деле, зачем жгли костры в центре столицы Российской империи?
«Довольно свежий ветер донес одну из шальных искр до каракулевой шубки проходившей дамы. Благодаря расторопному дворнику дама не запылала огнем, а «отделалась легким испугом».
Так газета «Петербургский листок» рассказывала о случае у костра на углу Невского проспекта и Пушкинской улицы.
После Рождества и до праздника Крещения 6 января (19 по новому стилю) шли широкие гулянья.
По распоряжению градоначальства для гуляющей на Святки публики на перекрестках улиц дворники устраивали костры, дым от которых развеевался ветром и щекотал носы и «разъедал» глаза прохожим. Но этот дым им был приятен: он возвещал о самом волшебном времени в году, когда так просто поверить в чудо.
На праздничных гуляниях: ледяных горах, катках, в театрах и прочих увеселительных заведениях, как сказали бы сейчас, «поддежуривали» пожарные.
Кстати, костры в городе жгли не только дворники, но и сами огнеборцы. При тушении крупных пожаров, когда работа затягивалась и нужно было отогреваться самим и отогревать рукава, разводили костры, особенно ночью. Так было, например, при тушении пожара в Большом или Каменном театре (том что стоял на месте Консерватории) в ночь на 1 января 1811 года.
В Описании Константина Баума читаем: «Тушение пожара затруднялось сильнейшим морозом, от которого смерзались кожаные, шитые рукава и пожарные трубы, для отогревания которых пришлось пользоваться из ближайших трактиров кипятком. По распоряжению генерал-губернатора, вокруг горевшего театра было разведено много больших костров, около которых могли согреваться солдаты и пожарные».
Кроме того, возле того же Большого театра устраивались так называемые извозчичьи грелки –специально оборудованные костры для обогрева кучеров. Представьте, знатная публика собирается на бал во дворец или на премьеру в Большой театр. Приезжают в экипаже. И кучер обязан часами ждать на морозе, когда господа изволят уехать домой. Для более-менее комфортного ожидания и устраивались специальные «грелки».
Источник: История пожарной охраны Петербурга (автор)